Михаил Кобзарёв (itsitizen) wrote,
Михаил Кобзарёв
itsitizen

Categories:

Гипотеза Сепира-Уорфа

Из учебника по логике известно, что язык является материальной оболочкой мыслей человека. Как человек мыслит, так он и говорит.
И вот, вдруг "натыкаюсь" у профессора Лопатникова С.Л. ЗДЕСЬ и  ЗДЕСЬ на упоминание "гипотезы Сепира-Уорфа".
Заглянул в энциклопедию. И вот...

-----------------------------------
Сепир выдвинул предположение о функциональном взаимодействии языка, процесса познания и культуры, поскольку восприятие человеком окружающей действительности происходит в основном посредством речевой деятельности.
«Культуру, – писал Сепир, – можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают».

Сформулированные Сепиром постулаты и категории этнолингвистики позволяют описывать различия в поведенческих стереотипах людей — носителей разных языков, строить “языковую картину мира”, соотносить ее с внелингвистической действительностью, исходя их допущения об автоматическом, бессознательном модусе владения языком.

----------------------------------

Описанное выше, в одном из практических применений, как я полагаю, значит следующее. Если то, что человек изучил (как он полагает), но не может изложить своими словами, то он НЕ ПОНИМАЕТ содержания материала.

Иначе говоря:

  1. Если человек излагает свои мысли “через пень-колоду”, да еще и используя кучу неологизмов, без “острой на то необходимости”, то гнать дурака в шею. Ибо он суть дурак, скрывающий свое невежество за “иностранными” словами.

  2. Принятое нынче условное деление людей на “гуманитариев” и “физиков” неверно в корне. Если мы хотим, чтобы наши дети были умными, то русский язык (и иные языки) + литературу, следует изучать в обязательном порядке и с той же мерой ответственности, как и дисциплины естествознания. Естествознание развивает логическое мышление и дает знания в области законов ПРИРОДЫ, а язык повышает качество мышления, прививая строгость в точности изложения мысли.

И, несомненно, писать сочинения, как можно больше и чаще.
Как однажды выразился все тот же профессор Лопатников: Есть единственная специфика гуманитарного знания. Она состоит в том, что во всем мире в гуманитарные области идут люди, для которых решение квадратного уравнения представляет неодолимую проблему.


Отсебятина:


  1. Я еще в ВУЗе заметил, что преподаватели с большим опытом преподавания и знаниями предметной области (в основном “технари”), отличались “сухостью” языка, т.е., в изложении материала редко когда прибегали к ложным аналогиям и литературным приемам, вроде аллегории или метафоры. Предложения строили так коротко, но при этом не в ущерб содержанию материала, что конспект получался коротким, а информации, заложенной в этот конспект, вполне было достаточно, чтобы изучив сам конспект, сдать экзамен не ниже, чем на четверку. Был и весьма приятный побочный эффект.  Материал лекции давался в течение часа, примерно, а в оставшуюся часть времени, можно было обсудить с преподавателем “вне дисциплинарные вопросы”.

  2. Один из преподавателей вскользь заметил, а у меня отложилось в памяти, что существуют три уровня понимания материала:

    1. Читаешь – понимаешь – закрыл книгу – воспроизвести не можешь.

    2. Прочитал – понял – закрыл книгу – воспроизвел в уме своими словами, но пересказать другим не можешь.

    3. Прочитал – понял – закрыл книгу – воспроизвел в уме своими словами – сумел объяснить в доходчивой форме товарищу так, чтобы товарищ понял.


Третий уровень самый высокий.
Но самое “печальное”, что тот же преподаватель принимал экзамены так, что на “отлично” сдавали исключительно те, кто обладал третьим уровнем понимания. Таких, из 35 человек, оказалось всего двое. У обоих на выпуске оказался “Диплом с отличием”.

------------------------------------------------------------------------------------
СЕПИР (Sapii) Эдуард (26 января 1884, Лауэнбург, Померания, Германия — 4 февраля 1939, Нью-Хейвен, Коннектикут, США) — американский лингвист, культуролог и этнолог.

Бенджамин Ли Уорф (англ. Benjamin Lee Whorf, 24 апреля 1897, Уинтроп, Массачусетс — 26 июля 1941, Уэтерсфилд, Коннектикут) — американский лингвист, специалист по языкам американских индейцев и автор так называемой гипотезы «лингвистической относительности», известной также как «гипотеза Сепира — Уорфа».

Модус имеет три смысла, в зависимости от контекста:

  1. Разновидность, способ, норма.

  2. Разновидность умозаключений, определяемая количеством, формой и взаимозависимостью их посылок и заключений (в логике).

  3. Преходящее свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях (в философии).

Tags: ЗНАНИЯ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments