Михаил Кобзарёв (itsitizen) wrote,
Михаил Кобзарёв
itsitizen

Category:

Логика - 1

Всем, кто хочет быть умнее, первая лекция о логике профессора Сергея Леонидовича Лопатникова.
С удовольствием делаю перепост.


Оригинал взят у sl_lopatnikov в Логика - 1
.

Введение


Почти сразу после Победы СССР в Великой Отечественной войне, по инициативе руководителя страны И.В. Сталина (Джугашвили), 4 декабря 1946 года было принято Постановление ЦК ВКП(б), которое начиналось словами:  «ЦК ВКП(б) признал совершенно ненормальным, что в средних школах не преподаются логика и психология».

Постановление поручало Министерству образования, начиная с 1947/1948 учебного года, начать в старших классах средних советских школ преподавание этих предметов.

log

Новое поколение руководителей, утвердившееся во власти после смерти Сталина и знаменитого ХХ съезда, осудившего культ личности, сочло знание массами логики и психологии излишним. С 1959 года курсы логики и психологии были исключены из советской/российской школьной программы и никогда больше не возобновлялись.

Это не случайно: Многим кажется, что мыслить логически просто. Зачем занимать учебное время «бесполезными предметами»?  - «Мы мыслим и действуем, следовательно, мы «логичны»».

Но так ли это? -  Сегодня, благодаря полевым исследованиям, проведенным во многих странах мира,  выяснилось,  что логическое мышление представляет для многих даже большую трудность, чем математика, которая традиционно считается «трудным предметом».

В 1992 году, американская организация «Educational Teaching Service (EST)», провела тестирование учителей средних школ.  Среди более чем американских 7000 учителей только 11% смогло правильно ответить на логические задачи, тогда как на математические вопросы правильно ответили от 32 до 89% тестируемых.

Вот пример логической задачи, вызвавшей у многих учителей затруднения:

Дано:

1. Все студенты имеющие в качестве главной специальности преподавание преподают.
2. Некоторые студенты, имеющие в качестве главной специальности преподавание, учатся также, как главной, и второй специальности.
3. Некоторые студенты,обучающиеся математике, как главной специальности, обучаются также как главной специальности и преподаванию.

Какие выводы необходимо следуют из условий 1,2 и 3?

А. Некоторые студенты учатся по двум специальностям.
В. Некоторые из тех, кто учатся по двум специальностям преподают.
С. Все студенты, которые преподают, в качестве главной специальности учатся преподавать.
D. Все, кто учится по двум главным специальностям, преподают.
Е. Не все студенты, обучающиеся математике, как главной специальности, обучаются также преподаванию как главной специальности.

Иногда, логически ошибочные взгляды приобретают свойства ментальных  эпидемий. Они передаются от человека к человеку  и могут наносить непоправимый вред как их носителям, так и обществу в целом. Таковы, например, как мы увидим в дальнейшем, расизм и/или религиозность, основанные на логически неправомерных основаниях.

Незащищенность людей, не обладающих достаточными навыками логического мышления перед такими «ментальными инфекциями» испокон веков используется недобросовестными политиками для манипуляции людьми.

Иными  словами, логика сегодня – это броня, способная защитить человека от все более массированной пропаганды, ставшей, по-существу, оружием массового поражения. Это оружие лишает человека его главного эволюционного приобретения – разума.

Над этим следует задуматься, причем задуматься не столько государству и власти, сколько родителям: «Кем они хотят видеть своих детей? -  Доверчивыми, невежественными, неспособными отличить истину от чуши и лжи, манипулируемыми и зомбируемыми простаками, или самостоятельными индивидами, обладающими навыками критического мышления и потому не подверженными внушению, с какими бы целями оно не предпринималось?».

Сегодня все больше и больше людей обращаются к забытым уже, казалось бы, учебникам: «Алгебре» Киселева, «Физике» Перышкина, и т.д. К сожалению, учебник логики С. Н. Виноградова и  А. Ф. Кузьмина издания 1954 года , предназначавшийся для школьников пятидесятых годов прошлого века, сегодня уже не может быть полноценно использован для целей обучения.

Российское общество качественно изменилось и многие жизненные примеры, использованные Виноградовым и Кузьминым современными школьниками могут быть либо просто не поняты, либо не вызовут отклика. Многие ли школьники, к примеру, слышали о романе Тургенева «Рудин», отрывком из которого начинают разговор о логике авторы советского учебника? – Кого затронет дискуссия Рудина и Пигасова?

Цель данной книги – популярное изложение основ логики, в том числе формальной логики, предназначенное, прежде всего, школьникам старших классов, но также и их родителям.

Что есть логика?

Часто говорят, что логика – это «наука о правильном мышлении». Чтобы это высказывание обрело смысл, нужно в свою очередь ответить на вопрос: «Какое мышление можно считать правильным?» - Если задать такой вопрос, мы с большой вероятностью услышим в ответ: «Правильное мышление – это мышление логическое». Сопоставляя два приведенные высказывания, мы выясним, что, «логика – это искусство логического мышления»... Что-то тут не так.

Если понятие, в конечном итоге, определяется через себя самое, то определение называется «порочным кругом».  Такие определения логически несостоятельны, хотя каждое из них по отдельности выглядит с лингвистической точки зрения вполне нормально.

Приведенное выше определение логики могло бы иметь смысл, если бы можно  было бы сформулировать чем отличается «правильное мышление», от «неправильного», причем так, чтобы к понятию "логика" не пришлось бы обращаться. Тогда порочный круг будет разорван.

Можно начать с простого. Предположим, что некоторое высказывание А справедливо – то есть истинно. Например: «Барамара – это существо, питающееся уксами».

Мы не знаем, ни что такое «барамара», ни что такое или кто такие «уксы», ни, на самом деле, что такое «существа» и даже что такое «питаются».

Что касается последних двух слов, вы, возможно подумали, что вам они знакомы и вы точно знаете, что они означают? - Но даже это не обязательно верно! – По польски, uroda – это красавица. Использовали бы поляки кириллицу...

Но, все равно будем считать, что это утверждение верно ad hoc и мы хотим помыслить некоторое следствие В этого утверждения. Смысл правильного мышления в том, что если утверждение A – истинно, то истинным должно быть и утверждение В, являющееся следствием А.

Если, рассуждая, мы из истинного утверждения пришли к не-истинному выводу, в наши рассуждения несомненно вкралась ошибка.

Это наблюдение позволяет заключить: правильное мышление – это мышление при котором истинные посылки приводят к истинным же результатам.

Это определение уже много лучше, чем порочный круг, который мы привели вначале, так как не обращается к тем понятиям, которые мы хотим определить.

Тогда, пользуясь интуитивным определением логики, как науки о правильном мышлении, мы можем сказать, что логика – это наука о таких операциях с высказываниями, которые приводят к истинным высказываниям, если исходные высказывания истинны.

Является ли такое определение полным? – Очевидно нет.

Мы начали наше утверждение с того, что мы предположили, будто высказывание: «Барамара – это существо, питающееся уксами» является истинным. Но знаем ли мы, что это так на самом деле и что мы должны сделать, чтобы это узнать?

Этим вопросом мы обозначили вторую сторону проблемы: правильно мыслить тот, кто способен определить, является ли данное высказывание истинным или нет?

Та часть логики, которая ограничивает себя исследованием операций, переводящих истинные высказывания в другие истинные высказывания, принято называть формальной, или математической, логикой потому что ее не занимает вопрос об «истинной истинности» исходных высказываний: действительно ли, например, барамары питаются уксами, или это ошибка, или обман?

Формальная логика очень важна и очень не проста.

Но вторая часть логики – содержательная логика, - много сложнее, так как затрагивает тонкие вопросы и языкознания, и гносеологии – той части философии, которая занимается вопросами познания мира.

Надо сказать, что и формальная логика, и содержательная логика, хотя существуют уже несколько тысячелетий (Великий Аристотель, основатель современной логики, родился в 384 до н. э.) далеко не завершены и сегодня и представляют собой быстро развивающиеся отрасли знания, лежащие в основе таких ключевых технологий современности, как искусственный интеллект.

Теперь мы приблизительно знаем "о чем логика?" - И уточнять свое понимание по мере углубления наших знаний.


----------------------------

P|S

Будем надеяться, что у Сергея Леонидовича найдется время для продолжения этого важного дела. Но почин уже сделан.
Tags: Логика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 80 comments