Михаил Кобзарёв (itsitizen) wrote,
Михаил Кобзарёв
itsitizen

Categories:

"Бесы" Владимира Ивановича Хотиненко...




Насмотревшись рекламы, решил приобщиться к "русской классике", поставленной В.И. Хотиненко. "Бесы" не читал, признаюсь. Потому, что не могу читать слог великого "православного писателя", засыпаю на третьей строке. Решил посмотреть очередную экранизацию. Любопытно, что первые "Бесы" вышли в 1988 году, при предателе Горбачеве. В догорбачевское советское время этот "сон разума" Федора Михайловича не экранизировали.

В итоге, в чем сюжет, его главная линия, так я и не понял. Видать, мои крестьянские корни сжимают диафрагмой мой мозг, не давая ему "взглянуть шире и глубже"...
Ну, разумеется, кроме главного, ставшего визитной карточкой Достоевского: "если бога нет, то все дозволено".


Что бросилось в глаза?
Отличительная особенность всех героев "Бесов" - отсутствие вразумительных мотивов их поступков.
"Революционеры", которые атеисты, читают Маркса, т.е. обязаны "по легенде" быть материалистами, сплошь просто удивительные идеалисты, для которых главное, кого-то "замочить" и все разрушить, привести страну в хаос, чтобы всплыло наверх всякое г-но, с самыми низменными чувствами.
В связи с этим, возникает один вопрос и к Владимиру Ивановичу, и к Федору Михайловичу: ЗАЧЕМ это надо революционерам??? Ведь они в этой "движухе" на кон ставят свою жизнь, при том, что понимают, как атеисты-материалисты, что жизнь у них ОДНА, души, как и "того света" с молочными реками и кисельными берегами, нет.
Ответ на этот вопрос в фильме, разумеется, не представлен.


Православный поп, без которого, как известно, не обходится ни один современный фильм "о морали и нравственности". В фильме выступил в двух традиционных смыслах - собирающий "добровольные пожертвования" (tm) на восстановление остекление иконы, которую, конечно же разбили "атеисты-революционеры" и в конце - православным психологом. Со слов попа становится ясно, что, дескать, вот если бы Ставрогин покаялся искренне за растление малолетней девочки, да еще публично, как намеревался, то был бы самым выдающимся "каяльщиком", и РПЦ его, наверное бы, канонизировала за это. Но мерзавец и моральный урод, он же "золотая молодежь" в нынешней трактовке, Ставрогин, просто "съехал с катушек" и повесился. Хотя по моему мнению "воинствующего безбожника-атеиста", то Ставрогина надо было бы повесить по решению суда за это его преступление. Но в "высокодуховной" Российской Империи, видать, правосудия не было. По крайней мере для богатых. И за свои преступления мироеду, видать, было положено "каяться". Ну... если сам мироед этого хотел, разумеется. Ставрогин - захотел, как следует из фильма.

Верховенский-младший (главный бес-революционер) собрал в кучу дебилов-романтиков, трусов, моральных уродов и прочих психически неустойчивых личностей, с массой недостатков, отнесенных Федором Михайловичем с какого-то перепугу к категории "революционеры", чтобы совершить "политическую многоходовку" - навалить массу никак не связанных между собой трупов, с целью, как оказалось в конце фильма, завладеть домиком Ставрогина в Швейцарии.
Как-будто бы это нельзя было сделать намного проще и менее опасно для своего здоровья. Кстати, поселился "главный бес-революционер" в этом домике со своей женой (или гражданской женой, венчание ведь атеисту-бесу-революционеру не "прописано") - бывшей крепостной и по совместительству бывшей любовницей Ставрогина, (она же сестра Шатова, которого убил ее муж "бес-революционер" [трагически-разрывшаблонческое]).
Примечательно, что глядя в конце фильма на этот "домик в Швейцарии", почему-то я вспомнил Юрия Михайловича Лужкова )))

"Губернатор - градоначальник" (Андрей Антонович Лембке) - инфантильный дурак преклонного возраста, с резкими приступами шизофрении, основным увлечением которого, строить бумажные домики. Андрею Антоновичу изменяет его жена с главным бесом-революционером Верховенским-младшим. Встречи "любовников" проходят прямо в доме Лембке, у него под носом, да еще в обширной гуляющей и ржущей компании. Как в любовники к стареющей "первой леди губернии" затесался этот "атеист-бес-революционер", не понятно. Где могли пересечься пути аристократки и невесть откуда взявшегося и непонятно на что существующего "паранойяльного пацана" - догадаться невозможно.
Как невозможно ни догадаться, ни понять, как Лембке стал "мэром", при таких своих умственных "способностях". Зато, это дает возможность понять, как он оказался на месте тушения пожара, где и был пришиблен горящей доской. Нормальный градоначальник, явно не бегал бы там, куда пожарники сбрасывают горелые доски, а "драл" бы начальника пожарной службы города, почему у того на пожаре одна пожарная машина, а начальника полиции - за то, что не предпринял меры, по разгону зевак от места пожара, своевременно оцепив полицейскими место пожара.


Ну и обездоленные среди всей этой богатой шушеры были показаны фрагментарно, что, мол, кушать нечего, оттого идут на спонтанные манифестации. За что дурак-градоначальник распорядился всех заковать в кандалы (ну а что еще можно ожидать от начальника-дурака)...
Т.е., пока имущие от жиру бесятся в своих "революциях", и внутренних переживаниях и рефлексии "про бога и без бога", народ оставлен сам себе, потихоньку и ненавязчиво дохнуть. Очень православненько так и в духе Российской Империи и ее царя-батюшки...

Единственно, пожалуй, у кого был очевидный мотив, это у самого городского главного полицейского, когда он заставлял повозку Горемыкина корзинами со взятками "в дорожку", чтобы "авторитетный" Горемыкин "походатайствовал в Питере" перед тем, перед кем надобно.
Это уже по-нашему, просто и понятно...

Убедительно адекватно еще показан старший Верховенский (отец главного беса-революционера) - "творческая интеллигенция" (tm), готовый жить за счет всякого, кто его берет на содержание. "Творческий интеллигент" весь фильм бессмысленно словоблудит, представляя себя "мозгом нации и ее совестью". Но, в конце концов, даже бабе своей (Варваре Петровне Ставрогиной), на содержании которой он находился, изрядно надоел, ибо и Варвара Петровна наконец поняла, что "творческий интеллигент" все-таки совершенно заслужено подходит под под характеристику, данную большевиком В.И. Лениным - "г-вно нации, а не нее мозг". Как следует из разоблачительной речи Варвары Петровны старший Верховенский все время ее дурачил, формируя в ней комплекс неполноценности, рассказывая про "Сикстинскую Мадонну", что, собственно, и заставляло Варвару Петровну содержать этого "жиголо" - платила ему за его "понты", обдирая, очевидно, до нитки своих крепостных. А иначе откуда у нее деньги, чтобы свое семейство содержать, да еще и "понтового" любовника...

И таки да: "потом Библию с новыми картинками покупать будет поздно"... Это фраза-апофеоз картины, которую произносит продавщица религиозной литературы.
Провидцы Достоевский-Хотиненко, таким образом, этой "художественной находкой" напророчили, видать, 1917 год и крах Российской Империи, и беСбожье большевиков...


Осмысливая этот фильм и время его выхода, окончательно понимаешь, что "рАссею_пАдымают_с_кАлен", все больше ставя раком, зарывая ее "голову" в средневековый обскурантизм, без которого не мыслил себя и свое общество эпилептик Достоевский...

Глядя на этот фильм единственное чувство, которое не покидает "душу" - беспросветность и мрак обскурантистского бытия, в котором положено "грешить и каяться". Жить в таком обществе невыносимо. Ибо единственно логичными поступками такого "высокодуховного общества" видятся поступки, сродни поступку Ставрогина... "Слава богу", способов самоликвидации людей, не имеющих никакого иного смысла в жизни, как оббивать бетонный пол молельных домов
своим лбом, придумана масса...

Аминь.
Tags: Атеизм - удел РАЗУМНЫХ!, Культура, Осторожно - религия!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 97 comments