Михаил Кобзарёв (itsitizen) wrote,
Михаил Кобзарёв
itsitizen

Categories:

MBA образование или "желчный пасквиль" дилетанта

Из моего давнего...



Картинка 2 из 137723MBA – это заветные три буквы, как иконостас для менеджеров.

Как правило, оценка качества классического образования определяется тремя параметрами:


  1. Программой обучения, которая включает в себя набор дисциплин, количество выделяемых на них часов и перечень дидактических единиц по каждой из дисциплин. Дидактическая единица – это, условно говоря, элемент знаний в рамках изучения, каждой из дисциплин. Например, можно изучать Теорию вероятностей, в которой “математическое ожидание” и есть дидактическая единица. Иными словами набор дидактических единиц определяет полноту изучения конкретной дисциплины.

  2. Знания конкретного выпускника. Т.е., соответствие его знаний тому, чему его учили.

  3. Субъективно – это статус (рейтинг) ВУЗа, который в свою очередь определяется ППС (профессорско-преподавательским составом). Чем больше в нем ученых с мировым именем, тем круче. Академик РАН дурному не научит.

Так вот, О ЧУДО! Как оказывается, "единой и общепринятой систематизации программ не существует (так же как отсутствует единый стандарт МВА)".
Иными словами, оценить КАЧЕСТВО по первым двум пунктам образование “мастера управления” НЕВОЗМОЖНО.

Поскольку непонятно чему его там учили (должны были учить) и непонятно даже, какие ему вопросы можно задавать.

Для сравнения,


к примеру, мы принимаем на работу программиста. Мы точно знаем, что нам нужно в качестве знаний соискателя и мы знаем, какие вопросы ему можно задавать, исходя из того, чему учат (должны учить) в ВУЗе программиста + опыт его работы и навыки, которые он указал в резюме:

  1. SQL.

  2. OBJECT Pascal.

  3. Знание ООП.

  4. Знания интегрированных сред разработки приложений (IDE), в которых мы работаем.

  5. Знания некоторых компонентов сторонних разработчиков.

  6. Математика.

  7. Булева алгебра.

  8. Умение составлять и читать алгоритмы.

  9. Умение разбираться в “чужом коде”.

Так вот, ничего такого в отношении MBA-дипломированного специалиста спросить нельзя. Точнее можно, но если он ответит, что они “этого в школе не проходили”, то это есть достаточное основание, чтобы больше ему такой вопрос не задавать. Просто надо понимать, что такой “бизнес кейс” там не рассматривался.

Таким образом, MBA специалист оценивается исключительно субъективно по “значимости” MBA-школы, его опыту (трудовая книжка), отзывах с прежнего места работы и со слов соискателя о его “достижениях”.

Мягко говоря, немного, на мой взгляд, для того, чтобы вручить ему даже отдел для управления, не говоря уже о целом Предприятии.

-------------------------------------------------------------------------------------------------
Вот возьмем для рассмотрения, к примеру, МГУ.

У МГУ есть имя, статус и есть, разумеется MBA. Ну кто же не захочет заработать своими знаниями?

При “зазывании” студентов, МГУ подчеркивает, что в качестве преподавателей нет “проходимцев”, т.е., “проходящих мимо”, все преподаватели с “хорошим профессорским прошлым”. Это не какой-то там “Университет Натальи Нестеровой”, за диплом которого работодатель готов набить морду соискателю, причем сразу, не прибегая к предварительному тестированию.

Конечно, качество профессорско-преподавательского состава (ППС) играет в образовании наибольшую роль. С этим спорить бессмысленно.

Качество преподавателя определяется количеством его “регалий”, свидетельствующих о глубине его знаний.

Ученый в какой-нибудь из дисциплин – это эксперт предметной области, который “знает все больше и больше о все меньшем и меньшем”. Задай ему любой вопрос в рамках его области знаний и ты получишь исчерпывающий ответ.

И вот я наткнулся на описание ППС МГУ, который преподает на курсах MBA.

Привожу без указания фамилий, т.к. в ходе моих рассуждений они не важны.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Доктор
философских наук, профессор МГУ, заведующая кафедрой социологии и политологии ИППК МГУ, член Российской академии естественных наук, Академии гуманитарных наук, Королевской ассоциации социологов.
Доктор экономических наук, профессор МГУ, Директор Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой экономической теории ИППК МГУ
Доктор экономических наук, профессор МГУ
Доктор философских наук, профессор МГУ
Окончил исторический факультет и аспирантуру МГУ, в начале 2000 годов начинал свою карьеру в Фонде Эффективной политики Глеба Павловского
Кандидат педагогических наук, доцент МГУ
Кандидат экономических наук, доцент МГУ
Кандидат филологических наук, профессор МГППУ
Директор по маркетингу издательства Метафора (с описанием опыта работы)
Старший преподаватель МГУ
Кандидат экономических наук, доцент МГУ
к.э.н., доцент Высшей Школы Экономики
Доктор философских наук, профессор МГУ, заведующая кафедрой культурологии ИППК МГУ.
Доктор культурологии, доцент МГУ, заместитель заведующего кафедрой, ученый секретарь Диссертационного совета, член в Российской Академии Естествознания
Генеральный директор коммуникационного агентства Comunica
Доктор философских наук, профессор МГУ, член-корреспондент РАЕН, заведующая кафедрой философии ИППК МГУ, эксперт Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования России
Доктор философских наук, профессор МГУ

Здесь добавлю его приведенные “достижения”:

“Исходя из принципа единства телесного и дух. в человеке, … рассматривает в качестве фундаментальных свойства тела его бытийность, выражающуюся в жизнеспособности, социализированное, субъектности тела, и выявляет значение данных свойств в практическом, гносеологическом, аксиологическом освоении человеком мира, в коммуникации и творчестве.”

Это “супер”! Кто поймет, что это такое, предлагаю давать сразу звание академика. А главное, КУДА это все прилепить? “субъектность тела… в освоение человеком мира”, типа, раз уши большие, стало быть “лучше слышишь -> лучше пишешь -> лучше помнишь -> лучше знаешь”… Обалдеть…

Доктор философских наук, профессор МГУ
Доктор философских наук, профессор МГУ, член Академии гуманитарных наук.
Доктор философских наук, профессор МГУ, заместитель председателя Экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ.

Опять же, приведу научные интересы:

один из крупнейших современных специалистов по католицизму и деятельности Ватикана. Член редакционной коллегии научно-теоретического журнала «Религиоведение»”

На мой "недалекий взгляд" - это очень важно для “магистра управленческого дела”. Надо же ему знать “Роль и место католицизма в искусстве управления православными и мусульманами России, как представителями основных религиозных конфессий РФ”.

Доктор философских наук, профессор МГУ, заслуженный деятель науки РФ, действительный член ряда общественных академий.

Это еще один “прикол” – понятие “общественная академия”. Например, общество программистов ДИТ ООО “Рога и Копыта” организовало “общественную академию любителей двоичной системы счисления” и, на этом основании, объявило борьбу за принятие ее в качестве основной в родном отечестве. Потом приняли в эту “общественную академию” (ОАЛДСС) какого-нибудь доктора философских наук МГУ, который выступил с докладами на нескольких семинарах, проводимых этой “академией” в “шоурум” ДИТ (под виски “single molt” для нескучного вечера), а также выпустил несколько публикаций в “боевом листке” ДИТ, еженедельно вывешивающемся в самом посещаемом месте сотрудниками Компании, т.е., в уборной.  И чем в большем количестве таких “общественных академий” этот философ состоит, тем выше его статус, а стало быть и значимость.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Важное выделил красным. Комментарии, чтобы “поязвить”. А как же без этого?

Итого: девять философов, пять экономистов, один культуролог, один педагог, один историк, один “талантливый кореш” Глеба Павловского и два ГенДира (преподавателя-коуча, которые будут передавать опыт "лучших практик управления").

У меня возникает вопрос: а при принятии решений или для выработки предложений, чем обычно занимается “магистр управления” ему считать ничего не надо? Ну так, на всякий случай. Или “единство телесного и духовного в человеке” и католицизм с культурологией с избытком “возмещают” ответы на эти вопросы?

А как насчет линейного программирования с целевой функцией для отыскания оптимума расхода ресурсов в системе производства? Не надо? “Фундаментальные свойства тела, его бытийность, выражающуюся в жизнеспособности” все заменит?

Нет, конечно, это все уважаемые, заслуженные люди. Каждый по монографии написал…

Вопрос, как и сомнения,  не в этом, т.е., НЕ в компетентности ППС и по заслугам уважаемых людей.

Но ХОТЯ БЫ ОДНОГО математика вставили.  Ну для приличия, типа не только размышляем о вечном: что первично дух или материя, бытие или сознание, противоречиях Кафки, Канта и Нострадамуса с Ницше, разнице между гносеологией, аксиологией и агностицизмом,  но и учим, к примеру, вычислительным математическим инструментам, составляющим основу принятия решений в стохастических экономических процессах.

Ну хотя бы одного физика, для того, чтобы про сингулярность рассказал. Нет, ну про нее, конечно и философы могут рассказать. Но хочется, чтобы все-таки физик. Так как мы уже приближаемся к тому, что технологии настолько быстро развиваются, что скорость их развития превосходит скорость их понимания человеком. Так вот в это время придется “магистрам управления” рулить и надо бы из “первых рук” получить знания, что это такое и как с этим “переспать”.


Ну и далее.

А как на счет психолога и социолога? НЕТ то НИ ОДНОГО! Но ведь мастер управления управляет, в том числе “трудовым ресурсом”, как индивидуумом, так и социальными системами в целом, каковыми являются трудовые коллективы, состоящие из этих индивидуумов.

Стало быть, неплохо бы и ИНЖЕНЕРА одного ввести в педколлектив, ну чтобы про системы, как таковые рассказал, которые хорошо изучены и имеют свои характеристики и законы функционирования.

Хотелось бы и про синергетику узнать, с ее точками бифуркации, дальними горизонтами, джокерами и эффектами “взмаха крыла бабочки”. А это уже междисциплинарное направление научных исследований, которое используется при изучении “природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем)”. Так что тут без математика, физика, социолога и инженера не обойтись. Синергетикой, в основном, занимаются математики и достаточно в этом преуспели.

Речь идет не о строгой математике, конечно. “Магистра управления” не стоит перегружать системами дифференциальных уравнений с их векторно-матричным счислением, а то после таких “откровений” можно и сложнейшее “уравнение Гешефта” забыть: “Гешефт = Оборот – Издержки”.

Речь идет о популярном изложении синергетики и достигнутых результатах в ее изучении, которые можно было бы использовать в практической деятельности управленца.

А что с юристом? Ведь знание законодательства страны и предметной области, где рулишь, в которой строишь “бизнес” и умение пользоваться законодательством, по-моему, просто необходимо.

Или я не прав?

“Люди знающие” меня, конечно же поправят, мол, только идиот не знает, что MBA – это курсы повышения квалификации и для приема на них необходимым условием является наличие диплома, свидетельствующего о высшем образовании кандидата в “магистры управления”.

Предваряя этот состоятельный контраргумент отвечу.


  1. “Некислые” это курсы, стоимостью в ~ $15-20 тысяч за 4-ре семестра. Когда готов заплатить такие деньги, то наверное понимаешь, что платишь не за “понты”, а за знания. Но за КАКИЕ? Когда даже единой программы обучения нет. Можно выбирать между программами, которые, возможно, предоставляют школы MBA. Но как можно выбрать человеку, который не является в этом специалистом, а только планирует им стать, выучившись. Каковы критерии выбора? Каковы показатели? Остается загадкой. Стало быть, идя учиться на MBA – осознанно платишь только за понты.

  2. Согласно статистике, в России на сегодняшний день из ВУЗов ежегодно выпускаются: 800 тысяч выпускников ВУЗов ГУМАНИТАРНЫХ специализаций (юристы, экономисты, бухгалтеры, менеджеры, дизайнеры, филологи, социологи, психологи…) и ТОЛЬКО 20 тысяч естественнонаучных специализаций (агрономы, инженеры, физики, химики, математики, архитекторы, врачи, биологи, строители…). Т.е., на одного производителя товаров приходится 40 производителей услуг. Иными словами, на одного “условного агронома” приходится 40 человек, которые будут этому агроному оказывать услуги. А он один будет беспокоиться о том, как это “услужливое стадо” накормить! Постиндустриальное общество… “его мать”.

  3. Чисто субъективно… У меня было общение с несколькими выпускниками различных MBA-школ. Один из них не мог написать инструкцию для сотрудников, своих подчиненных: были вопиющие ошибки, как по форме, так и по содержанию этого относительно примитивного документа. Синтаксические ошибки, видимо Word исправил. С одним из выпускников мне удалось найти “точки соприкосновения”, он “снизошел с пьедестала”, пообещав рассказать в “общих чертах” о своем MBA-образовании.

Я сказал, примерно, следующее. Вот я выпускник ВУЗа по специальности радиоинженер. Меня за 5-ть лет научили: пользоваться высшей математикой (дифференциальное, интегральное, векторно-матричное счисление, преобразование Фурье, Лапласа, теории вероятностей, статистике…), меня учили физике (интерференция, дифракция, точка росы, законы Ньютона, etc), электротехнике (законы Ома, Кирхгофа, etc), радиотехнике, схемотехнике (конденсаторы, транзисторы, резисторы, индуктивность…), теории систем, теории радиоуправления, радиолокации, радионавигации, радиосвязи, радиопередающим устройствам, радиоприемным устройствам, теории распространения радиоволн, вычислительной технике, программированию…

Формы проведения учебного процесса были: лекции, практические занятия, семинары, калоквиумы коллоквиумы (спасибо коллеге, А.Л.С., поправил меня в части правильного написания этого редкого и трудного для запоминания слова), лабораторные работы, производственная практика, курсовые работы по каждой из профдисциплин, написание дипломной работы под руководством преподавателя, как правило КТН или ДТН.

Отчетность была следующей:  защита лабораторных работ по каждой из тем с оценкой, зачеты с оценкой, зачеты без оценки, экзамены, госэкзамены, защита дипломной работы.

Периодичность отчетности: в процессе учебы на каждом практическом занятии “летучка”, на каждом семинаре, по завершении изучения темы, по окончании семестра, по завершении практики, по завершении обучения в академии.

Мой был вопрос таким: можешь ли ты назвать что-то подобное или хотя бы: а) перечень изучаемых дисциплин и приблизительно б) перечень дидактических единиц по каждой из дисциплин, не точно, но хотя бы приблизительно, чтобы я смог понять СУТЬ этого образования.

Ответ был таким: образование MBA отличается от классического, поэтому там нет ни четко выраженных дисциплин, ни дидактических единиц, ни отчетности. Есть форма проведения обучения, которая называется “тренинги”, на которых рассматриваются “практические бизнес-кейсы”. Поэтому это образование имеет исключительно практическую направленность. В этом его “цимес и преимущество перед классическим”.


КУ!............ Эй пацашка! Давай два ящика каце… (их х.ф. Г.Н.  Данелия “Кин-Дза-Дза”)

Оно то и правильно потому, что требовать от "студента" отчетности с выставлением ему "плохих" оценок за его же 10 тысяч баксов в год, НЕ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ, как-то...

Интересны по своему ОТЗЫВЫ выпускников школ MBA.


  • Интересное общение с интересными людьми (как участниками, так и преподавателем), хочется учиться дальше


  • Отличный материал, отличная подача, многое можно применить в своей профессиональной деятельности


  • В процессе обучения много получено знаний, которые оказались полезными с первого момента их применения. Планирую рекомендовать обучение в РШУ своим друзьям и партнерам по бизнесу.


  • Все очень понравилось! Было очень интересно. Многое из курса я в будущем обязательно попробую. Большое Спасибо!


  • Полностью всем доволен!


  • Спасибо за массу положительных эмоций, впечатлений и новых друзей!


  • Прошедшее обучение пролетело очень быстро, т.к. после каждого модуля хотелось воплотить в жизнь все инструменты управления, которые изучал. Все очень интересно, познавательно. К окончанию обучения уже многое применил на практике. Спасибо огромное за полученные знания и навыки! Успехов Вам!


  • Занятия в Русской Школе Управления были интересны! Курс обучения оказался очень полезным и насыщенным, получил много знаний, уже применяю на практике. Успехов Вам и процветания! Спасибо!


  • ВСЁ ОТЛИЧНО! Организация на высшем уровне! Спасибо!


  • Очень интересно! Узнала много нового, познакомилась с интересными людьми. Очень сильные преподаватели! Знания, полученные на программе ММВА стараюсь применять и уже применяю на практике

“Я плАчу….” О чем говорят эти выпускники?

О “положительных эмоциях”?
О “положительных впечатлениях”?
О “много нового”?
Об “очень понравилось”?
Об “интересном общении”?
О “стараюсь применять”?

Ё… И это все за 6-10 тысяч баксов в год?

Любопытно было бы прочитать такой отзыв электроинженера: “ Интересное общение с интересными людьми (как участниками, так и преподавателем), хочется учиться дальше. Стараюсь применять на практике законы Ома, Кирхгофа, а также некоторые конденсаторы и полупроводниковые приборы”…. Далее по смыслу следует: “получается… но не всегда. Иногда сую в силовой шкаф вместо электрода вольтметра свой указательный палец правой руки. Иногда, когда попадаю в “фазу”, то бьет током. После откачки врачами, дежурящей рядом “неотложки”, стараюсь применять все же электрод”.

Врача неотложки: “ Очень интересно! Узнала много нового. Иногда применяю на практике шприц и аппарат искусственного дыхания для спасения одного сумасшедшего электрика. Пробую рекомендованным у нас в университете методом ставить диагноз и отличать ягодицу от щеки. Как показывает "лучшая практика", иногда угадываю. И когда я правильно угадываю, то об этом сразу узнает весь район, поскольку электричество в районе появляется в тот же вечер”.

Или программиста: “Все очень понравилось! Спасибо за массу положительных эмоций, впечатлений и новых друзей! Обязательно попробую писать SQL-запросы к таблицам БД, а также применять инкапсуляцию, наследование и полиморфизм в своей профессиональной деятельности”.


Поэтому…

ЧЁ ТО я не понял?!!!

Меня на пенсии кормить вместо картошки с мясом, помидорами, огурцами и луком будут дизайнеры “икебаной по феншую”, рассказывая, при этом, о различиях рефлексивного и рефлекторного поведения человека вместо строительства, ремонта и обслуживания моего жилища и канализации в нем? А строить транспорт, дома, дороги, мосты и перевозить на транспорте будут "клиенты миграционной службы РФ"? А если "импортный рабочий"  меня покалечит на своей маршрутке, или обрушившимся мостом, построенным таджиком, меня привалит, то вместо того, чтобы меня лечили врачи, мне юристы будут рассказывать о моих правах на жизнь по Конституции РФ и о праве подать в суд на "недобросовестного поставщика услуг"? А экономисты мне посчитают, что для оплаты адвоката у меня не хватит пенсии?

И всем этим процессом будут рулить “магистры делового администрирования”, у которых первое высшее образование “менеджер”, “дизайнер” или “филолог” ?!!!!

Цитата:
-----------------------------------------------------
История MBA в России насчитывает чуть больше 15 лет. Государственную аккредитацию с правом выдачи диплома по этому виду образования начали присуждать только в 2003 году, на сегодня ее имеют чуть больше 30 вузов.

-----------------------------------------------------

Т.е., “магистры” уже рулят 15 ЛЕТ… и… как показывает практика, результаты “MBA-менеджмента” дают о себе знать: самолеты интенсивно, с завидной регулярностью, падают, ракета “Булава” не смогла еще НИ РАЗУ взлететь, корабли тонут, космические аппараты то падают, то зависают в околоземной орбите, периодически что-то крупно (с жертвами) горит, канализация прорывает, притом чаще зимой и не там, где горит, электроэнергия в электросетях периодически вырубается…

Как говорил в свое время великий торговец пиццей “Хатт”, М.С. Горбачев: ПРОЦЕСС ПОШЕЛ…

ЧЁ ТО я себе, будущему пенсионеру, уже не завидую…

P|S

Это перепост моего поста, который я написал еще в январе 2012 года.
И вдруг, спустя два с половиной года, натыкаюсь вот на ЭТО...
Tags: Лирическое
Subscribe

  • Про Какую-то Партию Российской Федерации

    «Достали. КПРФ же идёт в народ, организует рабочие коллективы на борьбу, помогает организовывать стачки и забастовки, поддерживает профсоюзы и…

  • На смерть Петра...

    « Вечная память великому артисту и человеку. Соболезнования близким. Скорблю." ... "Скорблю: от нас ушёл замечательный русский человек и дивный…

  • Наверное это стеб...

    Но я поверил бы и в то, что такие ТП существуют в действительности, т.к. как-то мне однажды один мой знакомый, зам. генерального директора одного из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments