Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Именно это стихотворение, по мнению некоего Павла Краснова, является русофобским и не принадлежит Лермонтову Михаилу Юрьевичу.
Я, конечно, не литературовед, и ничего внятного относительно такого пассажа Паши, возразиить не смогу. Однако, поскольку Паша высказал свое "имхо", то что мешает мне высказать свое?
Итак, Павел пишет:
"Изучение творчества М.Ю. Лермонтова в школе часто начинается и заканчивается стихотворением "Прощай немытая Россия", изучение его наизусть обязательно для школьников уже нескольких поколений. Это привело к тому, что если и не все восемь строк, то слова "немытая Россия, страна рабов, страна господ", ставшие мощным идеологическим штампом, знают практически все."
Во-первых, странно, что "начинается и заканчивается"...
Я вот лично со школьной программы помню "Мцыри" того же Лермонтова, которые я не выучил своевременно, ибо убежал на тренировку, а на следующий день не пошел на урок литературы, соврав, что был у стоматолога с острой зубной болью. Белла Борисовна Принцман была учителеем принципиальным, а потому выловила меня в коридоре, привела в класс русскоого языка и литературы и велела рассказывать заданный отрывок наизусть. После, посочуствовав моей "зубной боли", влепила мне единицу в журнале на ПЕРЕМЕНЕ. Почему единицу, а не двойку? А потому, что Белла Борисовна, которую я уважал и боялся, знала, что я выучу этот стих на отлично. А поскольку будет "пересдача", то по ее принципам - на бал ниже. А единица прекрасно превращается в 4.
Но это небольшое лирическое отступление лишь напомнилось мне в связи с тем, что Паша обвинил школу в том, что из Лермонтова учат только про "немытую Россию".
И привел я его не случайно. Это стихотворение, возможно, только мне, спустя 30 лет после окончания школы каждый раз приходит на ум, когда я вспоминаю Лермонова. Ибо связано с незабываемой историей моего стыда.
Уверен, что спроси любого, кто учил в школе русскую литературу, какое из стихотворений Лермонтова было в школьной программе, вспомнят не "немытую Россию", а вот это:
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
Если же маленько еще пораскинуть мозгами, поковырявшись в своем далеком школьном прошлом, то можно вспомнить и вот это:
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде... и убит!
А слова "не вынесла душа поэта", стало уже усмешкой, которой иронически характеризуют вспыльчивого человека.
Но Паши все ни по чем. Ибо для него изучение Лермонтова в школе "начинается и заканчивается стихотворением "Прощай немытая Россия".
И далее он возмущенно пишет:
"Но может быть у лиц, вводивших его в школьные учебники, несмотря на протесты специалистов-литературоведов, просто такие своеобразные литературные вкусы и "где уж нам, убогим" судить об уровне стихотворения, это дело небожителей?"
Какие протесты и каких специалистов-литературоведов видел или слышал Павел, он не уточняет. Вот они были и точка.
А вот это вот Пашино возмущение, вообще за гранью здравого смысла:
"Им зачем-то очень нужно, чтобы дети с малых лет считали Родину "немытой" и убогой. А что мытое-то, то есть чистое? Может быть Персия, Индия или Китай? Ни в коем случае. Чистое и прогрессивное - Запад, ясное дело, с него пример надо брать, а то и молиться на него."
Что для Павла дело ясное, то для меня, как читавшего это стихотворение от начала и до конца, не то, что не ясное, а прямо противоположно ясное тому, что несет Паша.
Ведь в стихотворении написано и для всяких Паш в том числе: "Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от..."
Если поэт намекает на Запад, то почему скрываться от царской нечести едет на юго-восток? Валил бы он в свой "гребанный Запад", раз уж он на него намекает. Там бы скрылся и оттуда бы поливал "священную Рассеюшку" своими русофобскими стишками...
Как на мой личный взгляд, то у Лермонтова в этом стихотворении ключевыми словами являются "страна РАБОВ, страна ГОСПОД".
А разве это не так? По оценочным данным это стихотворение написано в 1841 году. Напомню, что крепостное право было отменено в России спустя 20 лет после написания этого стихотворения.
А что такое крепостное право в России?
А это худшее проявление феодализма, когда крепостные крестьяне были собственностью помещиков и дворян. Помещик имел право продавать своих крестьян, как товар, менять на лошадей, на породистых собак, расплачиваться с кредиторами, избивать розгами до смерти.
В газетах того времени печатались объявления о продаже крепостных, как мы сейчас печатаем объявления о продаже ненужной мебели. И самое отвратительное то, что помещик мог распродать в розницу семью крестьян разным покупателям, ничуть не задумываясь о чувствах ЛЮДЕЙ точно таких же, как и этот помещик...
Читать объявления внимательно, особенно тем, кто стонет о РКМП...
Это составная и неотъемлемая часть того, что вы "пАтеряли"...
Это составная и неотъемлемая часть того, что вы "пАтеряли"...
Такова была Россия времен Лермонтова, когда он писал этот стихотворение.
Напомню, что за полвека ДО написания Лермонтовым этого стихотворения в Европе, во Франции произошла Великая Французская революция, которая привела к уничтожению в стране старого порядка и монархии, и провозглашению республики де-юре (сентябрь 1792) свободных и равных граждан под девизом «Свобода, равенство, братство». А крепостное право в России было отменено спустя 70 лет после этого.
Так в чем не прав Лермонтов? Да Лермонтов 100 раз прав.
Да, крепостная Россия была НЕМЫТАЯ СТРАНА РАБОВ и ГОСПОД. Это исторический ФАКТ. И "немытость" здесь не в буквальном смысле, как об этом толкует Паша, а в метафорическом. Россия была ГРЯЗНАЯ страна своим отношением к личности, своими "двойными стандартами" к уровню и условиям жизни т.н. высшего сословия и низшего. То, что в Европе уже давно было пережитком прошлого, в России еще 70 лет оставалось настоящим.
Не отмылась Россия от средневековой дикости.
И спустя много лет после смерти Лермонтова, это "мытая" Россия?
Разве не то же самое мы наблюдаем сейчас, глядя на катастрофичное имущественное, и как следствие, социальное раcслоение общества на те же самые сословия господ и рабов?
Ну а далее Паша пускается во все тяжкие и начинает лгать напрополую...
"Впервые массовый вброс начался в 1961 году, при Хрущёве. В среде литературоведов ходят слухи, что продавили с уровня ЦК КПСС через Академию Наук. Но кто именно стоял за идеей этого вброса и кто заставил ввести стихотворение в полный сборник сочинений, сделав таким образом его литературным каноном, до сих пор неясно."
Какой к черту "массовый вброс", если творчество Лермонтова в СССР дети изучали с 4-го по 8 класс.
Если же не полениться и заглянуть в Интернет с вопросом об изучении творческого наследия Лермонтова в школе, то легко можно найти вот это:
"Учащиеся знакомятся с Лермонтовым, начиная с 4-го класса, с каждым годом обогащая свои знания о поэте. Так, в 4-м классе Лермонтов предстает перед ними как поэт-патриот, автор стих. «Бородино», воспевший подвиг народа. Эта же тема звучит и в 5-м классе («Два великана»), но здесь школьники знакомятся и с иными гранями творчества Лермонтова. При анализе стих. «Парус» возникает образ мятежного поэта, жаждущего борьбы и свободы. В 6-м классе углубляется представление о лермонт. лиризме. Знакомясь со стих. «Тучи», школьники узнают о трагич. судьбе поэта-изгнанника, о его одиночестве среди «равнодушного света». В стихотворении «Прощай, немытая Россия» Лермонтов предстает перед нами как автор политической сатиры. В 7-м классе восприятие Лермонтова как певца свободы обогащается героич. образами купца Калашникова и Мцыри. И, наконец, в 8-м классе школьники знакомятся с биографией поэта, идеями и мотивами его лирики, с романом «Герой нашего времени». Определяя место Лермонтова в историко-лит. процессе, преподаватель стремится включить ранее накопленные наблюдения в определенную целостную систему, позволяющую понять сложность и своеобразие личности поэта и его творчества."
Советская школа представляла творчество Лермонтова детям всеми его сторонами, воспитывая МНОГОГРАННУЮ ЛИЧНОСТЬ советского человека, имеющего знания и об истории развития общества своей страны, посредством литературы.
"Руссейше русские" шовинисты, видимо, хотят вымыть из памяти общества эпоху "немытой" крепостнической России господ и рабов. Ибо именно туда нас усиленно волокут своим православием, монархизмом, руссским национализмом, и ублюдочным российским капитализмом, уже вернувшим общество в эпоху НЕМЫТОЙ страны ГОСПОД и РАБОВ...
А "крепостничество" приобретает всего лишь иные формы, например, форму ипотеки. Взял ипотеку и ты на 10-25 лет "крепостной" банкира и своего "работодателя". А смену места работы можно рассматривать, как "Юрьев день"...