Михаил Кобзарёв (itsitizen) wrote,
Михаил Кобзарёв
itsitizen

Categories:

Диалектическая логика и формальная логика

Оригинал взят у sergey_gurin в Логика



Диалектическая логика

Законы диалектической логики - законы действительного мира, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, “самодвижении”.

a. Познание есть отражение человеком природы. Но это не простое, не непосредственное, нецельноеотражение, а процесс ряда абстракций, формирования,образования понятий, законов, каковые понятия, законы еtс. (мышление, наука = “логическая идея”) и охватывают условно,приблизительно универсальную закономерность вечнодвижущейся и развивающейся природы.Тут действительно, объективно три члена:

      природа;

      познание человека, мозг человека (как высший продукт той же природы);

     форма отражения природы в познании человека, эта форма и есть понятия, законы, категории. Человек неможет охватить, отразить, отобразить природы всей, полностью, её”непосредственной цельности”, он может лишь вечно приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы, научную картину мира и т.д. и т.п.

b. Логика есть учение о познании. Есть теория познания, Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития всех материальных, природных и духовных вещей, т.е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т. е. итог, сумма, вывод истории познания мира;

c.   Всякая наука есть прикладная логика.

d.   В теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным; Истина есть процесс.

e.   В мозгу человека отражается природа. Проверяя и применяя в практике своей и технике правильность этих отражений, человек приходит к объективной истине... От субъективной идеи человек идет к объективной истине через практику (и технику).

Диалектический метод, диалектическая логика обязывают не только не бояться противоречий в теоретическом определении объекта, но прямо и непосредственно требуют целенаправленно отыскивать и точно фиксировать эти противоречия. Но не для того, разумеется, чтобы нагромождать горы антиномий и парадоксов в теоретических определениях вещи, а для того, чтобы отыскать их рациональное разрешение.

Рациональное разрешение противоречий в теоретическом определении может состоять только в том, чтобы проследить тот способ, которым они разрешаются движением самой предметной, объективной реальности, движением и развитием мира вещей “в себе”.

В.И.Ленин

Элементы диалектики

1.     Объективность рассмотрения (не примеры, не отступления, а вещь сама в себе).

2.     Вся совокупность многоразличных отношений этой вещи к другим.

3.     Развитие этой вещи (явления), её собственное движение, её собственная жизнь.

4.     Внутренне противоречивые тенденции (и стороны) в этой вещи.

5.     Вещь (явление) как сумма и единство противоположностей.

6.     Борьба развертывание этих противоположностей, противоречивых стремлений.

7.     Соединение анализа и синтеза,— разборка отдельных частей и совокупность, суммирование этих частей вместе.

8.     Отношения каждой вещи (явления) не только многоразличны, но всеобщи, универсальны. Каждая вещь (явление, процесс) связаны с каждой.

9.    Не только единство противоположностей, но переходы каждого определения, качества, черты, стороны, свойства в каждое другое [в свою противоположность].

10.   Бесконечный процесс раскрытия новых сторон, отношений.

11.   Бесконечный процесс углубления познания человеком вещи, явлений, процессов и т. д. от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности.

12. От сосуществования к каузальности и от одной формы связи и взаимозависимости к другой, более глубокой, более общей [causa - причина, причинность, генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и изменение их характеристик (свойств) во времени имеют свои определяющие основания в предшествующих состояниях материи. Эти основания называются причинами (процесс - каузальным), а вызываемые ими изменения - следствиями (иногда - действиями)].

13. Повторение в высшей стадиии известных черт, свойств низшей и возврат якобы к старому (отрицание отрицания).

14. Борьба содержания с формой и обратно. Сбрасывание формы, переделка содержания.

15. Переход количества в качество.

В.И.Ленин


Формальная логика

Формальная логика не рассматривает явления, а рассматривает связь форм мышления (суждений, понятий) в ходе рассуждений.

Не занимаясь сегодня изучением действительного мира, формальная логика не нуждается в принципе абстрактного тождества. Закон (принцип) тождества сегодня означает лишь то, что «каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении (и рассуждении — В. И. Ленин) при повторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание»; как бы ни изменялся предмет, в правильном рассуждении какой-то термин должен обозначать один и тот же предмет.

Место формальной логики в истинных рассуждениях аналогично месту законов алгебры в высшей математике. Законы формальной логики — это не законы действительного мира (в отличие от законов диалектической логики), а законы правильных рассуждений.

Формально-логические законы

Закон тождества

Всякое понятие и суждение тождественно самому себе (нельзя в процессе рассуждения заменять какое-либо понятие другим понятием, любая подмена понятий недопустима).
Или: Всякое понятие в полемике (споре, диалоге) должно употребляться в одном и том же смысле (прим. моё).

Закон противоречия

Два противоположных суждения (в одно и то же время в одном и том же отношении - прим. мое) не могут быть одновременно истинными; по крайне мере одно из них необходимо ложно.


    Закон исключенного третьего

Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными: одно из них необходимо истинно; другое - необходимо ложно; третье суждение исключено (Из двух противоречащих друг другу суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано).

Закон достаточного основания

Всякая истинная мысль имеет достаточное основание.
Или: всякое суждение должно быть обосновано (прим. мое)


С целью более полного понимания тезисов В. И. Ленина по диалектической логике предлагаю прочитать статью Василия Пихоровича "Философия марксизма" :

Часть 1,

Часть 2,

Часть 3.


---------------------------------------------
P|S

Формальная логика представлена здесь лишь четырьмя логическими законами. Но ими, разумеется формальная логика, как наука о правильных формах мышления, не исчерпывается. Это всего лишь главные дидактические единицы логики - законы логического мышления.
Чтобы их понять и научиться правильно применять в практической деятельности, необходимо досконально изучить формальную Логику, как науку.

Tags: Логика, Марксизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments