Михаил Кобзарёв (itsitizen) wrote,
Михаил Кобзарёв
itsitizen

Category:

Чем кормят студентов РАНХиГС - Российской академии народного хозяйства и госслужбы

Послушать глупость я готов, а слушаться не буду.
Цецилий



Ко мне обратился "в личку" один человек, ник ЖЖ которого освещать не буду, потому, что, как я понял, это письмо личного характера, а стало быть, имя его не для общей публики. Прислал он мне кусочек вводной части лекции, которую читает не где-нибудь, а в выше названной академии, и скорее всего, какой-нибудь именитый профессор, ибо в такие академии абы кого брать не будут. Попросил ознакомиться "чем кормят" студентов педагоги в современых ВУЗах.
Я ознакомился, делюсь "яркими впечатлениями", а для этого приведу этот кусок лекции.

Я долго думал, как этот материал представить. Сначала полагал, что комментарии буду делать по тексту. Потом решил представить весь текст полностью, чтобы не прерывать общий "гениальный" ход мысли автора, а затем, в конце, изложить критику.
Но еще немного "пораскинув мозгами основательно", я решил вообще не делать никаких критических заметок, а выложить текст, как есть, выделив в нем жирным начертанием, наиболее вопиющие нелепости.

Если у кого появятся сомнения или вопросы, то можно будет их обсудить ниже в полемике к посту.



Итак,


Что из себя представляет современная экономика, современное общество. За 20 век произошло 2 самых важных этапных события, которые заключаются в следующем: во-первых, в практически всех развитых странах, кроме тех, которые называли себя социалистическими, был построен социализм, во-вторых произошёл переход от индустриального общества к постиндустриальному. В чём смысл этих событий?


Во-первых, что такое социализм и чем он отличается от капитализма? Кто учился в советские времена, те, наверное, помнят, чем отличается социализм от капитализма. При социализме собственность на средства производства общественная, коллективная, а при капитализме частная. Так вот, коллеги, какова на сегодняшний момент наиболее распространённая организационно-правовая форма предприятия, крупного предприятия? Открытое акционерное общество. Это значит, правда не для России, где фондового рынка нет, а есть технологичная демо-версия, а если брать развитые страны, то там практически все мало-мальски серьёзные предприятия представляют собой открытые акционерные общества и их акции свободно обращаются на бирже, то есть на фондовом рынке. При этом мы обнаружим, что собственность этих предприятий находится в руках большого, иногда очень большого количества людей, при этом это число собственников неопределённое и постоянно меняется, акции всё время переходят из рук в руки, каждый день. Определить сколько собственников у крупного предприятия, например, компании IBM невозможно, эта величина меняется в течение каждого биржевого дня. Количество собственников может исчисляться миллионами. Коллеги, это коллективная собственность, общественная собственность, не частная, в том виде, которую знали Маркс-Энгельс и прочие. В чистом виде.

Второй признак социализма заключается в способе распределения. Способ распределения в индустриальных, развитых странах также не является чисто капиталистическим – общество отбирает довольно приличную часть прибавочной стоимости у капиталистов и перераспределяет её в пользу людей не являющихся собственниками средств производства.

[…]Дальше идёт рассуждения, для чего люди приобретают акции, в итоге приходит к выводу, что не для управления или дивидендов, а для банальных спекуляций.[…]

В конце 18 - начале 19 века, с массовым появлением паровых мануфактур, на порядки рост производительности труда вызвал на порядки сокращение рабочей силы. Вот эти все люди оказались на рынке труда. И как вы думаете, кто в первую очередь оказался на рынке труда, пролетарии? Нет. А кто? Смотрите, кто производил до этого мелкие товары? Мелкие ремесленники. Из кого состоял средний класс в предыдущее время? Из мелких ремесленников и торговцев в основном. И вот появление этих мощных мануфактур привело к тому, что эти мелкие ремесленники вылетели на рынок труда в качестве пролетариев, которые были до этого self-employed, самозанятые (сам хозяин своего дела) или вообще владевшие небольшими мастерскими. Пострадал сильнее всего от промышленной революции не пролетариат, он как раз, был нужен, поскольку росла потребность в обученных работниках, а пострадали сильнее всего мелкие буржуа.

За конец 18 начало 19 века происходят очень серьёзное ухудшение положения этих людей, представьте, была мастерская у этого человека, на него работало человек десять, он был хозяин, уважаемый человек, давал работу, имел капитал небольшой, ходил прилично одетый, жена и дети были обеспечены, детям мог обеспечить обучение-образование, и вдруг ба-бах, рядом появляется фабрика, на которой в 10 раз ниже стоимость производства. С товарищем что происходит, он вылетает с рынка и оказывается без средств к существованию, у него резко ухудшается социальное положение. Какие эмоции должен человек испытывать? Бешеную ненависть. К чему приводит это массовое распространение этой бешеной ненависти? Приводит к нарастанию революционной ситуации.

Мы с вами помним, что к 1848 году в Европе произошёл целый ряд буржуазных революций, почему буржуазных, потому что вот эти самые мелкие буржуа были движущей силой, не пролетариат, которому это ничего не давало, ему ничего не нужно было. Какая книжка, брошюра появилась в 1848 году? Манифест. Были два молодых немца, один из них не совсем немец, правда, но не важно. Так вот эти два молодых учёных, которые чему-то немножко учились, наблюдая на протяжении своей жизни некоторые тенденции, решили, что эти тенденции имеют универсальный характер и будут постоянны. Они описали эти тенденции – усиление классовой борьбы, ухудшение положения рабочего класса и т.д., и т.п., то что наблюдали на протяжении своей короткой жизни, и экстраполировали это дело на всю цивилизацию. Совершенно очевидная методологическая ошибка, которую они сделали, привела к появлению марксизма. Ирония истории заключается в том, что примерно в 60-х годах 19 века эти тенденции прекратили действовать.

На середину 19 века приходится пик колониальной экспансии, то есть мы часть рынка труда освобождаем, вывозим людей физически в другие страны и там они создают новые рынки для нашей продукции, и эта проблема была на какое-то время снята. К концу 19 века производительность труда продолжала расти, потому что как раньше мануфактуры занимали место индивидуального производства, так и теперь, постепенно, в разных отраслях, фабрики с паровым, а потом и электрическим приводом, заняли место старого производства. В результате энерговооружённость производства перестала быть сдерживающим фактором и к концу 19 века совокупные производственные мощности были достаточны для того, чтобы удовлетворить полностью потребности человечества в материальных предметах, которые тогда существовали. В еде, одежде и жилище. Базовые потребности можно было удовлетворить. Почему они остаются до сих неудовлетворённые у человечества. Потому что сейчас есть проблема уже не в производстве, а в распределении. Один из ответов на это распределение был тот самый социализм, который был у нас. Но ответ, как мы видели, оказался крайне неудачным.


-----------------------------------------------
P|S

О как! "Совершенно очевидная методологическая ошибка... привела к появлению марксизма"...

Воистину: "Глупость и тщеславие вечно идут рука об руку" (С) Бомарше Пьер Огюстен Карон де
Tags: Осторожно - невежды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments