?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Россия — любимая моя
Родные березки, тополя
Как дорога ты для солдата
Родная русская земля»

©

_________
Вот тут мой фб-друг подняла снова тему о патриотизме. Можете пройти по ссылке и прочитать не только текст поста, но и комментарии, в которых патриотизмом "прёт не по-детски".

Один, небезызвестный сторонник "народного кандидата" Грудинина, пустился в исторический экскурс, дескать, русским был свойственен патриотизм всегда, начиная с момента становления Руси.

Впрочем, это верно. Ибо, если бы этого не было, то и Руси бы не было.

Но я все же хочу подчеркнуть, что мысль человека не стоит на месте и развивается вместе с человеком, по мере накопления человечеством знаний.

Давайте совершим тоже экскурс в историю и посмотрим такой ее период, как феодализм и его атрибут — крепостное право.
А вместе с этим попытаемся мысленно заглянуть на такую вершину человеческого "духа", как патриотизм и любовь к родине.

Итак, "заглядывая в исторический зад", можно достоверно сказать, что то общество было классовым, сословным и состояло (в общем, без деталей) из дворян, христианского духовенства, городских обывателей, сельских обывателей (крестьянство, которое составляло не менее 80% населения) и было крепостным.

Крестьяне, справедливости ради надо признать, были не поголовно крепостными. Были территории в РИ, где крепостных вообще не было. Например, в Польше, Прибалтике, Финляндии, на территории Средней Азии.
А были, например, территории, на которых и перед самой ликвидацией крепостного права численность крепостных доходила до 70% — Тульская, Смоленская губернии.

Но речь тут не о детализации в крепостном праве, а в самой его сущности. Что крепостной крестьянин хоть и имел свободы и преимущества отличные от раба, но все же продолжал быть почти бесправной вещью феодалов (дворян и помещиков).

Феодалы обязаны были выбирать из крепостных и отдавать на службу в армию рядовых — рекрутов, которые уходили в армию на 25 лет.

Ну или пока не погибнет или не получит увечья на войне, которые делали рекрута непригодным для службы.

Итак, в случае войны, на защиту отечества вставали рекруты из крепостных и офицерский корпус — дворяне, помещики. И все защищали Родину, воевали за "Бога, Царя и Отечество". Воевали умело и храбро, надо признать, ибо не будь этого, Россия не смогла бы составить и удержать границы на 1/6 части суши Земли.

А теперь давайте посмотрим, кто и за что воевал.

Дворянин, помещик имели в собственности землю и эксплуатируемых крепостных. Фактически жили за счет их нещадной эксплуатации.
Могли крепостного продать, поменять на породистую борзую или нескольких на скакуна, расплатится с кредиторами, проиграть в карты, изнасиловать, избить. В общем, все, что угодно. И хоть и существовало Уголовное право, ограничивающее беспредел феодалов по отношению к своим крепостным, но, как известно — в классовом обществе деньги решают все. А сами крепостные были безграмотные и забитые люди.

Что имел в этой монархической родине крепостной? Ничего, кроме того, что горбатиться на своего эксплуататора феодала и быть полностью от него зависимым. Члены его семьи точно так же — подневольная собственность феодала.

Известно, что при феодализме источником богатства были земли (их ресурсы) и рабочая скотина — крестьянин, работавший на земле. За нее и воевали феодалы между собой.

Итак, возникает война и в строй становятся тысячи дворян на офицерских должностях и сотни тысяч бесправных рекрутов.

Естественно, что на войне больше гибнет рядовых солдат.

Дворянин, помещик воюет против соперника феодала за СВОЕ ПРАВО ВЛАДЕТЬ И ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ.

Вчерашний крепостной, сегодняшний рекрут воюет за право СВОЕГО ФЕОДАЛА СЕБЯ ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ, против такого же мерзавца варяга.

Понятно, что в то время мало из крепостных, кто это понимал. Знания накапливаются, а феодальная пропаганда хоть и не так как сегодня, но все же работала и попы, будучи идеологическим органом самодержавия, с этой задачей справлялись.
Выбора у крепостного все равно не было.

И вот, кончалась война и феодалы продолжали грабить и жить за счет эксплуатации крепостных (и не только). А крепостные по-прежнему были бесправными полурабами феодалов.

Вопрос: так за что воюет и гибнет, получает увечья эксплуатируемый в классовых обществах?

Я этот вопрос задал своему соседу, учителю, бывшему, к слову, офицеру советской, затем российской армии, которому по должности положено воспитывать ПАТРИОТИЗМ К РОДИНЕ у детей.

Ответить внятно он мне не смог и на меня обиделся, обвинив меня в нелюбви к родине "вообще".

А теперь давайте спроецируем крепостное право при феодализме на эксплуатацию рабочей силы при капитализме.

Кто есть капиталист?
Это владелец средств производства и эксплуатирующий на них рабочую силу, путем отчуждения и присвоения прибавочной стоимости, созданной наемной рабочей силой.

Кто есть пролетарий?

Пролетарий — это наемный рабочий, продающий свою рабочую силу капиталисту и, тем самым, эксплуатируемый капиталистом.

Так в случае возникновения войны, которую развязывают крупнейшие капиталисты за рынки сбыта и дешевые ресурсы в случае острых экономических кризисов капитализма, за что воюет капиталист и за что воюет пролетарий? ;)

Скажем так, крупнейшие капиталисты вообще не воюют сами, не воюют и их выбл@дки, они прекрасно укрываются с семьями в безопасных местах, включая заграницу, а это почетное право "защищать родину" оставляют своим экономическим рабам — наемным рабочим, их детям.

Именно поэтому в классовых обществах для эксплуатируемых патриотизм является псевдопатриотизмом или, как его называют, "квасным патриотизмом", о котором любят пламенно рассуждать и навязывать эксплуататоры эксплуатируемым, дабы те охотнее сами бежали или посылали своих детей подыхать за их материальный интерес.

В классовых обществах у эксплуатируемого НЕТ РОДИНЫ.
И он вынужден воевать и дохнуть за материальный интерес своих эксплуататоров. И лишь ПОПУТНО, за физическую жизнь своих родных, проживающих на этой территории, которые при любом раскладе будут эксплуатируемыми не чужими так своими ворами.

Так когда же патриотизм становится настоящим для каждого члена общества?

А исключительно тогда когда исключается эксплуатация одним человеком другого.
Когда всякий получает доход своим трудом и никто эксплуатацией чужого труда.

И этот не поддельный, не раздутый болтовней, настоящий патриотизм возможен только в безклассовом обществе — при СОЦИАЛИЗМЕ (КОММУНИЗМЕ). Когда средства производства принадлежат всему обществу, и каждый получает все созданное своим трудом в полной мере.
При социализме в двух формах: в форме дифференцированной зарплаты и в форме бесплатного удовлетворения всеми членами общества базовых потребностей из общественных фондов (жилье, медицина, образование, отдых, внешкольное развитие и воспитание детей, дотации на культуру...)

И если при капитализме кто-либо рассуждающий о патриотизме, о любви к родине, "к березкам, тополям", и прочих очень важных, значимых для каждого образованного и порядочного человека нематериальных предметах обсуждения, всячески обходит упомянутую выше МАТЕРИАЛЬНУЮ СТОРОНУ этих понятий — знайте — перед вами политический мошенник, пропагандист, работающий на материальный интерес ваших эксплуататоров и ПРОТИВ ВАШИХ МАТЕРИАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ.

И без слез, соплей и слюней...

В классовых обществах одна и та же "родина" — для эксплуататоров может быть и мать, а для эксплуатируемых — мачеха.


Tags:

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
libelli_nestor
Jan. 26th, 2018 02:14 pm (UTC)
Ленин в его время называл аграрный вопрос самым главным вопросом всех русских революций, включая октябрьскую. Заметьте: не установление диктатуры пролетариата, не свержение монархизма, не обретение ограниченных демократических свобод. Вопрос о земле. Потому что он тогда стоял много острей всех остальных вопросов и был буквально жизненно важен для подавляющего большинства народа России. Ясно, что без корректного его решения Октябрьская революция неминуемо потерпела бы провал. Классовая сущность крестьянина как мелкого буржуа замечательно глубоко и полно раскрыта в первых двух томах ПСС В.И. Существенно тему дополняет третий том - "Развитие капитализма в России". Кроме того, крайне информативна книга К. Каутского "Аграрный вопрос", оказавшая большое влияние на Ленина в период, когда он писал те работы. Один раз прочитать их мало. Не дойдет. Читать надо вдумчиво, медленно, внимательно несколько раз. Минимум, вероятно, 4-6. Говорю по моему личному опыту.
Итак. Классовая сущность крестьянина - мелкое собственничество. Он (Zwergbauer, по терминологии Каутского, карликовый крестьянин) имеет хоть самый микроскопический кусочек земли, далеко не обеспечивающий его продуктами целиком, хоть не в своей частной / личной собственности, а от общины, но это его альфа и омега, соломинка для утопающего, последний оплот во всем. То, что в значительной мере обеспечивает его физическое выживание в большей или меньшей мере, в зависимости от прихотей природы и т. п. Это его стартовая площадка в надежде в неопределенном будущем разбогатеть и выбиться в люди. Это весь его мир, весь его космос.
И вот за этот свой мир, за этот свой космос и воевал крепостной крестьянин. Иноземный басурманин пришел его лишить его космоса.
Сегодня, в эпоху НТР крестьянина вымещают, я бы сказал, ремесленники непроизводственной сферы. Классово это принципиально то же, что крестьянство. Купил автомат по изготовлению ксерокопий или продаже кофе, и он работает на тебя как земля на крестьянина еще при крепостном праве. Собственник автомата прикован к месту, где он установлен, как крепостной к своему клочку земли. Иноземный басурманин пришел его лишить его космоса.

Edited at 2018-01-26 02:23 pm (UTC)
zxela10
Jan. 26th, 2018 02:46 pm (UTC)
> И вот за этот свой мир, за этот свой космос и воевал крепостной крестьянин.

Вы что-то напутали. Крепостные не воевали. По повелению царя от общины сами крепостные выбирали мужичка и отдавали его в солдаты, мужичок по сути приносил себя в жертву "за мир". На этом его жизнь в крестьянской среде оканчивалась навсегда. Вспомните о судьбе солдата, сказки о солдатах и т.п. Это совершенно ЧУЖДЫЙ крестьянам персонаж.

Далее солдат ТЕРЯЛ ВСЕ СВЯЗИ С ЗЕМЛЁЙ пожизненно (позже на 25 лет). Ни за какую свою землю, свой "космос" он больше не воевал, даже не надеялся.

Это был просто выдрессированный на палочной дисциплине солдат, не имеющий никаких интересов вне службы. Откуда и девиз «За веру и царя» (отечество появилось гораздо позже). Никакой земли.


> Иноземный басурманин пришел его лишить его космоса.

По Тарле русские крепостные первым чем занялись при нашествии Наполеона, так это стали жечь поместья. И ошибка Наполеона, по мнению Тарле, в том, что он в Москве не издал указ об освобождении крестьян. Тогда басурманин превратился бы в освободителя. Этого и ждали сразу после 1812, что де царь освободит их "космос" от местных паразитов.

Так что, как видите, не всё так прямолинейно. Крепостные, по сути, жили в своём параллельном общинном мире. И никакого "отечества" у них не было, а земля у них была "от бога", которую отнимали как раз родные ПОМЕЩИКИ. Этот конфликт и продолжался до самой революции.

Edited at 2018-01-26 03:03 pm (UTC)
libelli_nestor
Jan. 26th, 2018 11:04 pm (UTC)
>Крепостные не воевали. По повелению царя от общины сами крепостные выбирали мужичка и отдавали его в солдаты, мужичок по сути приносил себя в жертву "за мир". На этом его жизнь в крестьянской среде оканчивалась навсегда.

Вы сильно не в курсе. Царь никаким общинам никаких указаний насчет поставки рекрутов не давал. Действительный порядок был существенно другим. Прекрасно в деталях описан в потрясающе сильной повести Л.Н. Толстого "Поликушка". Распоряжения о поставке рекрутов направлялись властями не общинам, а помещикам, которые имели право переадресовать, спустить выбор общинам. Могли и выбирать, назначать рекрутов сами в зависимости от настроения. Забор в армию отнюдь не означал выхода из крепостного состояния. В исключительно редких случаях солдаты дослуживались до чинов, обеспечивавших им волю. А остальные, громадное подавляющее большинство, по отбытии 25-летнего срока, возвращались к своим помещикам, в свои общины отбывать крепостную повинность. Призывали в большинстве молодых. Призванные 20-летними демобилизовались в возрасте 45 лет, совсем не старыми, а в самом расцвете лет. Призывались в т. ч. женатые, имевшие детей.
j_mcnulty
Jan. 27th, 2018 06:53 am (UTC)
Тут, наверное, ерунда всякая написана....
libelli_nestor
Jan. 27th, 2018 09:52 am (UTC)
Re: Тут, наверное, ерунда всякая написана....
Достаточно неплохой материал в плане сообщения фактов. Только форма их представления современная, тенденционно отлакированная.
1. "Поскольку действительная служба была сначала пожизненной, с 1793 г. ограничивалась 25 годами, с 1834 г. – 20 годами, с 1855 г. – 12 годами, то люди, попавшие в солдаты, утрачивали связь со своим прежним состоянием, переходили в состав военного сословия и свой статус передавали жене и детям. Военная служба для этого сословия являлась наследственной обязанностью, освобождавшей его от платежа всех государственных податей и выполнения казенных повинностей."
2. "Если анализировать численность военного сословия по губерниям, то наибольшее представительство военных сословий было в Земле Войска Донского (65,1 процента), Оренбургской губернии, (28,9 процентов), Санкт-Петербургской (14,1 процента), а наименьшее – в Ковенской губернии (2,4 процента). Понятно, что военное сословие составляло значительный процент в местностях, где традиционно проживали казаки (на Дону, в Оренбургской губернии, на Кавказе и в Сибири). Другой причиной концентрации военного сословия в отдельных регионах (Санкт-Петербургская, Московская, Витебская губернии) являлось размещение регулярных войск в стратегических пунктах, что нарушало равномерное распределение военных сословий по стране. Оказывали влияние на численность военного сословия в Новгородской, Киевской, Подольской, Херсонской, Харьковской губерниях организованные там военные поселения42. Большинство отставных солдат проживали вместе со своими семьями в Тверской, Смоленской, Костромской, Курской, Воронежской и Тамбовской губерниях."

Здесь два момента. Первый. Перешедшие в казаки демобилизованные отнюдь не освобождались от казенных повинностей, а наоборот, облагались ими в значительно большей мере по сравнению с другими сословиями. Второй. Что значит "проживали вместе со своими семьями"? Члены семей-то оставались в крепостном состоянии.
В общем, короче, хоть как, но после демобилизации основным источником существования все равно продолжал оставаться клочок земли.
j_mcnulty
Jan. 27th, 2018 09:55 am (UTC)
Re: Тут, наверное, ерунда всякая написана....
Что значит "проживали вместе со своими семьями"? Члены семей-то оставались в крепостном состоянии.
-------------

http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Cherbinin_02.pdf
libelli_nestor
Jan. 26th, 2018 11:05 pm (UTC)
>Это был просто выдрессированный на палочной дисциплине солдат, не имеющий никаких интересов вне службы. Откуда и девиз «За веру и царя» (отечество появилось гораздо позже). Никакой земли.

Фантазируете.
zxela10
Jan. 27th, 2018 11:05 am (UTC)
Вам привели факты "пожизненного" состояния крестьян-солдат на протяжении 18 века и лишь с 19 века их перевели в состояние "почти пожизненное".

Дрессировали их служить за веру и царя. Никаких привязок к материальным земельным интересам. Откуда они у "пожизненного"? Даже "отечество" появилось уже в пореформенную эпоху, в период развития капитализма. Просто вам, да как и всем нам, сложно понять психологию людей того времени. Вы ошибочно пытаетесь аппроксимировать солдатскую психологию конца 19 века, когда была введена всеобщая повинность, на ранние времена.




Кстати, это перемена в принципе набора солдат не заставила себя долго ждать. Рекрутские наборы - это времена петровские, Екатерины, наполеоновских войн. А всеобщая крестьянская воинская повинность это уже периоды русско-японской войны и всеобщего крестьянского призывы Первой мировой.

Вот тут ваша правота уже прослеживается. Крестьянин, временно оторванный от своей земли, не имел энтузиазма воевать и защищать царя и помещиков от басурманина. "Космос" был глубоко в тылу, непонятно за что воевать. И поэтому крестьяне стали активно покидать армию и возвращаться в свой "космос" делить землю, хотя война с "басурманами" была в разгаре А у рекрутов не было иных дел в жизни. Либо быстро умереть, либо учиться на "пожизненной" службе и прожить подольше. Прямая мотивация.

короче тут широкая поле для исследований
libelli_nestor
Jan. 26th, 2018 11:10 pm (UTC)
>По Тарле русские крепостные первым чем занялись при нашествии Наполеона, так это стали жечь поместья.

Причем тут вообще патриотизм? Мотивом поджогов могла быть ненависть к помещикам. Во всяком случае, такое предположение представляется реальным. Но поместье это еще и помещение для размещения вражеских войск. Под елочками ночевать в зимний мороз как-то не комильфо, а в крестьянские избушки много солдат не поместится.

Edited at 2018-01-26 11:11 pm (UTC)
libelli_nestor
Jan. 26th, 2018 11:22 pm (UTC)
>никакого "отечества" у них не было, а земля у них была "от бога", которую отнимали как раз родные ПОМЕЩИКИ. Этот конфликт и продолжался до самой революции.

Полная каша. Общинная земля, с которой собственно кормились крестьяне, помещикам не принадлежала. За право кормиться с общинной земли крестьяне обязывались работать на помещиков. Всю землю, общинную и помещичью, они действительно считали данной "от бога", а помещичью - отнятую помещиками у общин. Что так и было по историческому факту. Но при всем том субъективно главным источником существования крестьян оставались те клочки общинной земли, с которых они непосредственно кормились. Их космос и отечество. А басурманин приходил это отечество у них отнимать. Помещик на него не покушался.
libelli_nestor
Jan. 26th, 2018 02:18 pm (UTC)
Патриотизм, по Ленину, это свойство, отличительно присущее мелкому буржуа, крестьянину. А у пролетария может быть, по В.И., только одно отечество - пролетарское, в котором он осуществляет свою власть после победы революции. при эксплуататорском строе нет такого отечества у пролетария, нет и не может быть у него и никакого патриотизма за исключением чуждого ему, вколоченного в его голову клерикальными и буржуйскими пропагандонами.

Edited at 2018-01-26 02:26 pm (UTC)
zxela10
Jan. 26th, 2018 03:35 pm (UTC)
> при эксплуататорском строе нет такого отечества у пролетария, нет и не может быть у него и никакого патриотизма за исключением чуждого ему

Отечества нет. А патриотизм это всё же про чувства. А чувство гордости есть и у пролетариев при капитализме.

Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (то есть 9/10 её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов (c)


> вколоченного в его голову клерикальными и буржуйскими пропагандонами.

А вот эти клерикальные и буржуазные чувства нужно и вымещать сознательным пролетарским чувством.

Соц. революция первоначально происходит всё равно в рамках национальных государств и только потом переносится в другие национальные государства. Сперва происходит национальное освобождение трудящихся, затем интернациональное. И с этим, объективно, связаны огромные чувства широких масс, связаны с местными условиями жизни.


> Патриотизм, по Ленину, это свойство, отличительно присущее мелкому буржуа, крестьянину.

Ошибочка, по Ленину буржуазный патриотизм присущ мелкому буржуа. Вы же сами писали про привязанность к своей собственности, то есть привязанность к буржуазным порядкам.

Ленин относился к таким вещам не как к пустым абстракциям, а как к конкретным общественным отношениям. Если демократия, то у Ленина она строго рабовладельческая, феодальная, буржуазная или пролетарская. Если патриотизм, то какой? Cвязанный с какими МАТЕРИАЛЬНЫМИ отношениями? Всегда всё конкретно.
libelli_nestor
Jan. 26th, 2018 10:36 pm (UTC)
>патриотизм это всё же про чувства. А чувство гордости есть и у пролетариев при капитализме.

В огороде бузина, а в Киеве дядька. Или другими словами, чувство патриотизма одно, чувство национальной гордости другое. В Пскове во время оккупации коллаборационисты при содействии немецких властей поставили памятник Пушкину. Ненавидя чуждое им социалистическое отечество.

Edited at 2018-01-26 10:46 pm (UTC)
libelli_nestor
Jan. 26th, 2018 10:42 pm (UTC)
>Сперва происходит национальное освобождение трудящихся, затем интернациональное.

От какого, чьего национального угнетения освободились русские трудящиеся в октябре 1917 г., ась? Сионистского, жидомасонского, что ли?
zxela10
Jan. 27th, 2018 10:37 am (UTC)
От империализма, в котором Россия была "слабым звеном". Вы забыли, но капитал интернационален по своей природе и угнетает все нации.

Сперва оковы мирового капитала сбрасываются в национальных рамках. По другому никак. А мировой капитал отвечает интервенцией, то есть идет наводить свой буржуазный порядок.

А Россия была полуколонией, вы уже подзабыли.

Ну и пример КНДР, северкорейцев душат ВСЕМ миром капитала, особенно американским Это, по-вашему, не борьба за национальное освобождение? Тогда что?

> Сионистского, жидомасонского, что ли?

французского, английского, германского, американского, который немедля пришел "на помощь" русскому капиталу и начала давить русских трудящихся силой оружия, ибо сам русский капитал уже был сильно ослаблен и не мог выполнять своей функции
libelli_nestor
Jan. 26th, 2018 10:45 pm (UTC)
>Ошибочка, по Ленину буржуазный патриотизм присущ мелкому буржуа. Вы же сами писали про привязанность к своей собственности, то есть привязанность к буржуазным порядкам.

По-Вашему, буржуа это люди без собственности, привязанные к буржуазным порядкам, что ли? :)
(Deleted comment)
pharmazevt
Jan. 27th, 2018 05:33 am (UTC)
Не раскрыта тема патриотизма во взаимоотношениях социалистических государств.
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

Джордж Карлин
itsitizen
Михаил Кобзарёв

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars