«Мои родители в СССР работали на заводе в Москве. Во-первых и главное - собственность на средства производства. Директор завода получал установленную зарплату и премии как весь коллектив, он не клал себе в карман как собственник заработанное всеми работниками завода. То, что заработал завод, шло в копилку государства, а оно вам (и не только вам, а еще и инвалидам, детям, старикам) организовывало много чего, что стоило наладить дорого, но вам доставалось бесплатно - медицину, образование, культуру, санатории и т.д. Завод заботился о работниках. Была очередь на заводе на получение жилья, помимо государственной. Например, выбили землю и построили дом для сотрудников, прекрасный современный дом многоэтажный и многоподъездный. Нам там не дали квартиру, т.к. мы от государства получили. Но многие знакомые получили там. Там же получил квартиру и директор этого завода - типовую, жил среди рабочих своего завода. Он не построил себе яхт, дворцов, заметьте. А жил как все. Рабочие и сотрудники представлялись к государственным наградам, которые в последствие давали им прибавку к пенсии. Дети сотрудников ездили в летние пионерские лагеря. При заводе был Дом культуры, там проводились собрания, встречи с депутатами, детей приглашали на Новогодние представления, концерты к памятным датам, вручались памятные подарки, чествовали передовиков. На заводе проводилось обучение рабочих - осваивали технику, получали более высокие разряды, соответственно, з/п. Прекрасные условия были созданы для тех, кто учился в техникумах или вузах - всегда шли навстречу, не говоря уже о железных дополнительных отпусках в сессию и т.д. На заводе занимались спортом. Я помню, что мой отец был вратарем заводской футбольной команды. Теперь отношения в коллективе. Пили мужички, было дело. Но не помню случая, чтобы человека просто выкинули на улицу и не боролись за него. Боролись за каждого, пристраивали на лечение, воспитывали. Работали там семьями, понимали, что и семье тяжело. Начальство цехов участвовало в этом (в воспитании) как будто это была их служебная обязанность. А, может, и была. Один раз помню, мама с папой обсуждали, как одного совсем уж съехавшего с катушек собирались увольнять, так им из райкома партии по башке настучали - плохо воспитываете. Я - заводская девочка была. Ездила в лагеря, ходила на ёлки и на концерты в ДК, мы знали друг друга- дети рабочих. Когда наступили 90-е, завод пытался держаться и поддерживать рабочих. Как-то наладили снабжение - организовывали продуктовые наборы, чтобы после работы не бегали по магазинам, устраивали в том же ДК распродажи по талонам одежды, обуви, бытовой техники. Ну и т.д. А потом - суп с котом. Короче, сейчас на месте завода фитнесс-центры и офисы с высокооплачиваемыми трутнями.
При заводе был медицинский пункт (или амбулатория - как-то так называли). Там работал врач. Он имел право давать больничные. Это не преувеличение. Мама рассказывала. Останавливает ее врач и говорит, что она как-то плохо выглядит, зайди ка померить давление и прослушаться, отправила на больничный. Врач знала по именам сотрудников. Несправедливо дать больничный она не могла - рабочие сами бы подняли шум - мол с какого фига... Все были на виду. Справедливость как-то витала в воздухе. Рабочих не шпыняли, если они во время работы присели на перекур. Это был не потогонный конвейер. Но работу делали, план перевыполняли. Продукция завода пользовалась большим спросом как в стране, так и заграницей. Новые "эффективные" собственники по-своему решили, гады, чтоб им пусто было».
_______
Я в 1985-6 учился на токаря на Смелянском радиоприборном заводе в ТУ5. Подтверждаю каждое ее слово с точностью до буквы.
Нельзя в принципе сравнивать сегодняшнее отношение к трудящимся и между трудящимися с советским. Это две разные планеты...