Михаил Кобзарёв (itsitizen) wrote,
Михаил Кобзарёв
itsitizen

Categories:

"Духовным" быть ПРИКАЗАНО...

Сейчас популярно говорить о духовности, нравственности, благодатности... Разговоры об этих метафизических понятиях буквально делегировали "небритым людям в черном". И они не устают об этом повторять со всех СМИ. Глядя даже бегло (иначе их и не возможно смотреть) современные художественные сериалы по ТВ, не перестаешь убеждаться в том, что, то попик промелькнет в рясе ненавязчиво, то церквушка всплывет в "подходящий момент", то "мудрый пастырь" убережет "слабого духом" от "небогоугодного поступка", то крестик с иконкой крупным планом, то иным намеком на "богоугодное дело", так вот "тЫхЭнько" пЕарят себя торговцы свечками и иконами.
До тошноты, как реклама по ТВ прокладок и зубной пасты с таблетками для похудения и мужской потенции...

Но каковы же сами "по жизни" "пастыри", проводники духовности, нравственности, совести, любви и веры? В жизни, а не в извечной своей надоедливой болтовне?

Ответ на этот вопрос можно взять, например, вот здесь, на ресурсе, поддерживаемом самими студентами МИФИ.
В деталях, как известно, и "кроется дИавол"...


Презентация кафедры теологии

3 сентября 2013 года в актовом зале МИФИ произошло весьма странное событие - презентация кафедры теологии. Нет, формально оно, конечно, называлось "лекция заведующего кафедрой теологии митрополита волоколамского Илариона (Г.В. Алфеева)", но по сути это была именно презентация. Торжественное открытие, если хотите. Товар лицом. Естественно, корреспонденты портала mephist.ru не смогли пройти мимо этого знаменательного события и не представить вам полный отчет о нем.

Место и время
Первый же интересный факт заключается в том, что все сразу пошло не по расписанию (про первое расписание кафедры теологии мы уже писали). Первая лекция новоиспечённого профессора НИЯУ МИФИ Алфеева должна была состояться в среду (нечетная неделя) в 403-й аудитории. Перед теми студентами потока У3, которые предпочтут его курс другому, поскольку курс по выбору. Сколько студентов пришло бы на первую лекцию, если бы все прошло по плану? 10 человек? 20? 30? 50? 100? К сожалению, этого мы уже никогда не узнаем, потому что шансов сделать выбор ни у кого не было. Мероприятие сначала перенесли на день раньше, потом решили не мелочиться и взяли под это дело актовый зал. А это, как вы понимаете, происходит неспроста. И действительно - зал был полон, причем наполняли его совсем не студенты У3, в большинстве своем. А вот если бы во время показа своего фильма "профессор Алфеев" обернулся бы в зал, то увидел бы весьма удручающую картину - многие достали мобильные телефоны и откровенно сидели в контактике, кто-то дремал, многие трепались друг с другом, но никто, что характерно, не уходил - мужественно высиживали лекцию до самого конца, прям как матан с Севастьяновым. На самом деле есть простое и понятное каждому мифисту объяснение этому явлению...

Добровольно-принудительно
Говоря про первое расписание кафедры 86, мы, разумеется, указывали, что все курсы там являются курсами по выбору. Собственно, в самом начале скандала с открытием кафедры теологии разного рода "эксперты в теме" неоднократно подчеркивали, что посещение занятий на этой кафедре будет делом сугубо добровольным, курсы только по выбору. А коли так, то в чем вообще проблема, вопрошали они? Сам завкаф-митрополит, помнится заявлял, что "кафедра теологии предполагает изучение теологических дисциплин на добровольной основе, то есть никто не будет принуждать человека, которого не интересуют теологические проблемы, их изучать и ими заниматься".

Уже первое же мероприятие кафедры расставило все точки над i и показало, чего стоят все эти обещания и что это будет за выбор. Началось у нас все, традиционно, с военки. За день до времени Ч обучающимся там студентам объявили, что во вторник весь личный состав должен присутствовать на построении в 15-45 на плацу. В гражданской, что характерно, одежде. Явка обязательна, кто не явится - пожалеет, у кого в это время занятия - плевать и забить, мероприятие важнее. С плаца коллектив защитников отечества под конвоем офицеров-воспитателей стройными рядами почапал в актовый зал, у входа в который обнаружилась другая толпа - первокурсников с преподавателями (мы и про это уже писали, деканаты получили разнарядки прислать определенное количество студентов, в итоге как минимум шести группам Ф1 объявили, что они должны обязательно присутствовать на мероприятии). В результате всех этих манипуляций зал не просто оказался полон, он оказался набит народом - люди даже стояли в проходах, не имея возможности уйти, в то время как за выходящими из зала внимательно наблюдали бдительные товарищи офицеры.

После такого пира духа и торжества добровольности, свободы выбора и всяких там прав студентов и вообще человеков самое время сослаться не на что-нибудь, а на официальный сайт московского патриархата, который на голубом глазу сообщает, что:

Кроме студентов факультета управления и экономики высоких технологий, выбравших данный спецкурс в рамках учебного плана, лекцию посетили студенты других факультетов.
Среди присутствовавших были студенты и преподаватели разных вероисповеданий.
Аудитория слушателей составила несколько сот человек.
<...>
Поскольку спецкурс вызвал большой интерес во всем университете, администрация предоставила возможность свободного посещения этого курса всем желающим.

И ведь не поспоришь. Предоставила. Еще как предоставила.

Отдельно стоит поблагодарить прямо-таки по-христиански честного человека иеромонаха Родиона (Ларионова), преподавателя культурологии в МИФИ, обладателя, по всей видимости, совсем уж небесно-голубых глаз, который рассказал корреспонденту "Интерфакс-Религия", что "первая лекция в рамках спецкурса прошла при переполненном зале, некоторые даже стояли в проходах". Тоже не соврал человек. Просто умолчал о некоторых малозначимых деталях.

Собственно, о лекции
Всех рассадили в зале, появился ректор со священниками, сказал пару слов в стиле "как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались", предоставил слово новоиспеченному лектору. 10 минут вводной части митрополит-профессор посвятил рассказу о важности изучения религии и прямо вот острой необходимости кафедры теологии именно в национальном ядерном. Все труднее и труднее, по его мнению, жить людям, имеющим лакуны в знаниях о религии. Интересно, что против кафедры теологии, по его мнению, выступают "некоторые сторонние наблюдатели". "Зачем изучать Пушкина?" - оппонировал он им. Зал мрачновато помалкивал.
Курс "История христианской мысли" ожидается из 16 "лекций и семинаров", и посвящен тому, как христианская церковь понимает саму себя. Акцент профессор Алфеев собрался делать на православном христианстве, но "по ходу дела" обещал поговорить и о других конфессиях. Кто именно будет читать лекции, когда Илариона не будет - вопрос еще не решенный, но митрополит заверил, что это его курс и кто бы там ни был, он будет говорить от его имени.
Завели фильму. Не побоюсь сказать, что это было ужасно. В течение получаса народ зомбировали с экрана высказываниями типа "евангелие неопровержимо свидетельствует о том, что Иисус Христос есть бог воплотившийся" и "Веруй, хотя и не видишь". Зал смотрел в мобильники, встрепенувшись только в одном месте, когда диктор невозмутимо сказал о пользе проповедей среди язычников, сравнивая их с "безбрежным миссионерским полем", на котором "семена слова божьего" стали "быстро давать всходы".
После фильма Иларион перешел к делу. "Суть христианства заключается в личных встречах человека с Иисусом Христом" - огорошил он присутствующих с лекторской кафедры. Стало даже интересно, какими словами он расскажет про суть ислама или, скажем, иудаизма. Далее лектор рассказал про Евхаристию, Троицу, Ветхий и Новый Заветы и ожидающемся втором пришествии. Надо признать, что к концу лекции стало как-то более живенько и даже интересно, в монотонной и унылой декламации митрополита стали проявляться живые нотки. Совсем оживился лектор Иларион, когда рассказывал про секту толстовцев, "пытавшихся переформатировать христианство". Вообще нужно отметить, что попытки козырять современными словечками были постоянными, например, евхаристию, Иларион назвал попыткой "актуализировать" (!) тайную вечерю. "Нет времени для ответов на вопросы?" - с нескрываемой радостью осведомился Иларион у зала в конце процесса. На один вопрос про евангелие от Иуды время нашлось.

Итого
Подводя итоги первой лекции, отметим, что беседа действительно могла бы быть интересной для некоторых мифистов. Не для тех, кого пригнали с военки, и не для тех, кого согнали добрые деканаты, конечно. А для нескольких десятков мифистов, интересующихся религией, которые всегда обычно ходят на встречи с разного рода попами в МИФИ. Остальным присутствующим было не просто скучно, было откровенно противно от такой мерзости. Впрочем, это у нас не впервой - на первую лекцию завкафа-губернатора Артамонова согнали аж целый диссертационный совет вместе с подзащитным, оппонентами и всеми свидетелями. Удивительно лишь одно: как искренне наши православные "коллеги" не замечают того, что происходит за их спинами. И как искренне и простодушно они не удивляются набитому залу людей в штатском.

Крещение МИФИ огнем и мечом ярмом и бичом продолжается.

------------------------------------------------------------------

Выводы:

  1. МРАКОБЕСИЕ насильственным образом ЛЮБЫМИ, доступными способами, пытаются ВБИТЬ в головы молодых людей даже в ведущем инженероно-физическом ВУЗе страны.

  2. Попы, как и положено мошенникам, наглейшим образом лгут, в том числе уже и через СМИ о  "великой популярности" кафедры теологии, мол, всех как "прорвало", буквально поперли за "благодатью".

  3. Стыдно за моих собратьев офицеров, что обеспечивают "явку жаждущих духовного развития" таким вот образом...


P|S



Американские специалисты из университета Рочестера в Нью-Йорке и Северовосточного университета в Бостоне представили результаты метаисследования, выполненного на материале 63 отдельных сопоставлений интеллектуальных способностей с уровнем религиозности. Выводы ученых, статья которых опубликована журналом Personality and Social Psychology Review, гласят, что между религиозностью и интеллектом есть отрицательная корреляция с коэффициентом -0,24 и 95-процентным доверительным интервалом от -0,20 до -0,25.

Эти выводы, основанные на сопоставлении 63 отдельных публикаций (открытый, но не столь полный обзор предыдущих работ по теме есть в английской Wikipedia), говорят о том, что вероятность встретить более умного человека среди атеистов выше, чем среди верующих, причем принадлежность к той или иной конфессии не столь важна, как степень религиозности. Религиозность большинство проанализированных исследовательских работ определяет по таким формальным критериям, как согласие с принятыми той или иной религией догмами, участие в жизни религиозных общин и частота посещения храмов.

Для измерения интеллекта часть авторов использовала стандартизированные тесты (как хорошо известный тест Векслера, так и некоторые другие), а часть ученых предположила, что интеллект достаточно хорошо согласуется с общим уровнем образования. Иными словами, человек со степенью доктора философии, скорее всего, умнее того, кто завершил свое образование на уровне средней школы. Тесты и уровень образования не всегда однозначно определяют интеллект, но все проанализированные работы оперировали большими количествами случаев, поэтому исключительные примеры не вносили большого вклада в итоговую статистику.

Данные охватили период с 1928 по 2012 год. В 53 из 63 работ авторы приходили к выводу о том, что религиозность коррелирует с уменьшением интеллекта, но величина этой корреляции у всех получалась различна; американские психологи решили выяснить, что получается при систематизации всей имеющейся информации. Они обратились и к программе долгосрочного наблюдения за одаренными детьми 1921 года: так как ученых тогда интересовала связь психологических характеристик с долговременным жизненным успехом, наблюдение продолжается и за теми, кто дожил до наших дней.

Сопоставив полученные разными психологами и социологами результаты, исследователи рассчитали коэффициент корреляции интеллекта и религиозности. Коэффициент корреляции выражает то, насколько (и в какую сторону) изменение одной величины отражается на другой; примером коррелирующих величин может быть стоимость жилья и расстояние от центра города. Коэффициент, равный единице, обозначает совершенно четкую зависимость и рост одной величины в ответ на рост другой, а коэффициент корреляции -1 означает то, что одна из величин уменьшается при увеличении другой. Если коэффициент корреляции равен нулю, любую величину можно менять произвольно без всякого изменения другой, а промежуточные случаи соответствуют случаям, когда рассуждать об эффекте можно только в терминах вероятности.

Ученые продемонстрировали, что интеллект обратно коррелирует с религиозностью с коэффициентом от -0,20 до -0,25, причем наиболее вероятное значение составляет -0,24. Это значит, что среди достаточно большой группы атеистов найдется больше людей с хорошими результатами тестов IQ и высшим образованием, чем среди такой же группы адептов той или иной религии, причем величина эффекта растет при переходе от формально верующих к тем, у кого религия занимает центральное место в жизни.

Так как корреляция сама по себе ничего не говорит о причинно-следственных связях (например, цвет дня на календаре хорошо коррелирует с пассажиропотоком в метро, однако перекрашивание всех календарей в красный цвет метрополитену не поможет), исследователи предложили три разных гипотезы, способные объяснить найденную закономерность. Причем все они не исключают друг друга, то есть закономерность может быть обусловлена сразу несколькими причинами.

В качестве первого объяснения называется то, что умные люди имеют меньшую склонность к конформизму и потому с меньшей вероятностью принимаю религиозные догмы. Сама по себе причинно-следственная связь интеллекта с конформизмом, разумеется, требует отдельного исследования.

Кроме того, ученые связывают интеллект с аналитическим стилем мышления, который, по их словам, плохо согласуется с религиозностью (что тоже согласуется с прошлыми исследованиями). И, наконец, умные люди обычно большего достигают в жизни и за счет этого находят способы организовать свою жизнь и без помощи религии.

Последний вывод хорошо согласуется с социологическими исследованиями, показавшими отрицательную корреляцию религиозности общества с благополучием его членов, а также с социальным равенством. Также психологам известно, что религиозность в среднем несколько выше у людей, переживших войну или землетрясение.

Tags: Осторожно - религия!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments