Михаил Кобзарёв (itsitizen) wrote,
Михаил Кобзарёв
itsitizen

Мракобесие VS НАУКА...



В одной из полемик один мой оппонент, в попытке "отделить" православное мракобесие от католического, задал вопрос, мол, когда это православные сжигали на кострах ученых?
Но дело в том, что давить попами зачатки науки было традицией в России даже уже в XIX веке. Формы этого давления были разные. Они достаточно подробно описаны вот здесь: ЦЕРКОВЬ И НАУКА В XIX ВЕКЕ.
Рекомендую интересующимся ознакомиться.

Мне же более интересен вопрос, а как противостояла та часть общества, которая и принесла русскому народу просвещение.
И вот в этой связи мне понравилось кое-что остроумное и острословное, что свойственно разумному человеку и что хорошо вбивает гвозди в крышку гроба мракобесия:


Свирепым преследованиям в царской России подвергалось со стороны церковников учение Ч.Дарвина, его эволюционная теория. Когда-то Дарвин говорил, что если бы его книга появилась несколькими веками раньше, то "с каким злорадством поджарили бы меня на костре черные бестии".

В 1850 году, еще до появления книги Дарвина, московский профессор К. Ф. Рулье в публичных лекциях развернул перед слушателями картину исторического развития животного мира. По настоянию цензуры ему пришлось добавить к ранее подготовленному тексту своих лекций резко противоречащую им заключительную главу, написанную в поповском духе. Когда в 1852 году в "Московских ведомостях" была напечатана статья Рулье "О первом появлении растений и животных на Земле", министр народного просвещения извинялся перед Синодом за недосмотр, выразившийся в помещении этой статьи, и запретил издание лекций профессора.

Поэт А. К. Толстой обратился с большим посланием к начальнику главного управления по делам печати М. Н. Лонгинову, протестуя против предполагавшегося запрета перевода книги Ч. Дарвина об эволюционном учении:


Я враг всех так называемых вопросов.
Один из членов
Государственного совета.


Ecли у тебя есть фонтан, заткни его.
Козьма Прутков.



Правда ль это, что я слышу?
Молвят овамо и семо[1]:
Огорчает очень Мишу
Будто Дарвина система?


Полно, Миша! Ты не сетуй!
Без хвоста твоя ведь ж.па,
Так тебе обиды нету
В том, что было до потопа.


Всход наук не в нашей власти,
Мы их зёрна только сеем;
И Коперник ведь отчасти
Разошёлся с Моисеем.


Ты ж, еврейское преданье
С видом нянюшки лелея,
Ты б уж должен в заседанье
Запретить и Галилея.


Если ж ты допустишь здраво,
Что вольны в науке мненья —
Твой контроль с какого права?
Был ли ты при сотворенье?


Отчего б не понемногу
Введены во бытиё мы?
Иль не хочешь ли уж Богу
Ты предписывать приёмы?


Способ, как творил Создатель,
Что считал Он боле кстати —
Знать не может председатель
Комитета о печати.


Ограничивать так смело
Всесторонность Божьей власти —
Ведь такое, Миша, дело
Пахнет ересью отчасти!


Ведь подобные примеры
Подавать — неосторожно,
И тебя за скудость веры
В Соловки сослать бы можно!


Да и в прошлом нет причины
Нам искать большого ранга,
И, по мне, шматина глины[2]
Не знатней орангутанга.


Но на миг положим даже:
Дарвин глупость порет просто —
Ведь твоё гоненье гаже
Всяких глупостей раз во сто!


Нигилистов, что ли, знамя
Видишь ты в его системе?
Но святая сила с нами!
Что меж Дарвином и теми?


От скотов нас Дарвин хочет
До людской возвесть средины —
Нигилисты же хлопочут,
Чтоб мы сделались скотины.


В них не знамя, а прямое
Подтвержденье дарвинисма,
И сквозят в их диком строе
Все симптомы атависма:


Грязны, неучи, бесстыдны,
Самомнительны и едки,
Эти люди очевидно
Норовят в свои же предки.


А что в Дарвина идеи
Оба пола разубраны —
Это бармы[3] архирея
Вздели те же обезьяны.


Чем же Дарвин тут виновен?
Верь мне: гнев в себе утиша,
Из-за взбалмошных поповен
Не гони его ты, Миша!


И ещё тебе одно я
Здесь прибавлю, многочтимый:
Не китайскою стеною
От людей отделены мы;


С Ломоносовым наука
Положив у нас зачаток,
Проникает к нам без стука
Мимо всех твоих рогаток,


Льёт на мир потоки света
И, следя, как в тьме лазурной
Ходят Божии планеты
Без инструкции ценсурной,


Кажет нам, как та же сила,
Всё в иную плоть одета,
В область разума вступила,
Не спросясь у Комитета.


Брось же, Миша, устрашенья,
У науки нрав не робкий,
Не заткнёшь её теченья
Ты своей дрянною пробкой!


1872
-----------------------------------

1 Овамо и семо — там и здесь.
2 Перейти Шматина глины — ком глины, из которого, по библейскому преданию, Бог создал человека.
3 Перейти Бармы — принадлежность парадного наряда русских князей и царей, надевавшаяся на плечи; также: ризы священника или оплечья на них.


Очевидно, что наиболее талантливые, просвещенные люди стояли за науку, защищали ее всеми доступными им способами. Они понимали, что РАЗВИТИЕ страны базируется на ЗНАНИЯХ, которые несет наука.
Мракобесие же во все века было направлено на угнетение человека, отупление его, нагнетало страх в обществе, и как совершенно точно у меня в ЖЖ отметил мой ЖЖ-френд nick_55 :

"...религия есть средство укрепления господства правящего класса, что особенно хорошо видно на примере т.н. "авраамических" религий, которые - все! - используют одну и ту же да, гениальную для своего времени пугалку - принцип бесконечной мести за конечное число проступков. Как только римские императоры и восточные властители поняли и оценили эту пугалку, они сразу перестали преследовать христиан и мусульман, и сделали христианство и ислам обязательными государственными религиями. А античные религии для этой цели подходили куда меньше - и Агамемнон и Терсит в конце концов попадали в одно и то же царство Аида. И при том, что многие древнегреческие боги были мстительными и злобными, они, все же, были разные: Асклепий, например, никому не мстил, а одноглазую посетительницу своего храма, которая высмеивала надписи на стенах, все равно вылечил, только повелел ей в назидание пожертвовать в храм серебряную свинью. Сравним с "всеблагим" и "милосердным" православным богом, который наказывает даже тех, кто о нем ничего не знал - "спасутся только православные". И потом, хотя в Древней Греции цари и объявлялись "богоравными", античная религия оставляла в стороне вопрос об государственном устройстве, представляя людям решать его самим - сравним, например, Афины, Спарту или полисы. А для православия единственная приемлемая форма - это православная монархия, а кто в этом сомневается, подлежит анафеме. Отсюда и канонизация Николая Второго в наше время."

----------------------------------------------

P|S

Считаю не лишним ознакомиться с изложением существа вопроса на эту же тему еще одного моего ЖЖ-френда k_makarov

http://k-makarov.livejournal.com/8723.html
http://k-makarov.livejournal.com/19842.html

Это прекрасное дополнение выше сказанному, исходящее из личного опыта и субъективного отношения человека.
---------------------------------------------------------

У меня есть тоже личное знакомство с "духовностью с удушьем", уходящее далеко в глубь мого детства. Спасибо k_makarov, напомнил.
Об этом напишу как-нибудь в другой раз...
Tags: Осторожно - религия!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments