Как-то давно случайно в ЖЖ познакомился с одним, на мой взгляд, удивительным человеком, именуемым в ЖЖ-пространстве
Удивительность этого человека содержится в ее представлении, которое я взял ЗДЕСЬ.
Ирина Глотова. Биохимик по образованию. В 1979 году окончила Московскую академию ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И.Скрябина – так теперь этот ВУЗ называется, поступила в аспирантуру. Она пишет: «Наши ровесники поймут, что это было за время. Занимались спортом, учились, слушали музыку, ходили в консерваторию, читали «Литературную газету» и журнал «Иностранная литература»... Кроме увлечения наукой, занималась экстремальным туризмом – альпинистские восхождения, сплавы по горным рекам, конные походы».
Но... неожиданная встреча, любовь, и, как она говорит: «я попадья с 20-летним стажем, как и полагается попадье, у меня пятеро детей».
Теперь, в замужестве у неё две страсти:
– религия: «Вычитывала евангельские страницы с трепетом, прилагаясь с радостью к христианской этике. Мне, всегда любившей мир и всё в нём пребывающее, Бог-Любовь был близок»;
– и семья: «Подрастали дети, решила не отдавать их в школу и учить сама. Только младшая Ирина закончила школу, да и то потому, что появилась такая школа, которой я могла доверить своего ребенка».
Но годы идут... Вот что она говорит о первой из этих страстей, которой отдавалась почти 30 лет своей жизни: «Да, я по неопытности, в 24 года приняла ложную идеологическую установку, но искренне следуя ей, вышла, пропуская через сердце все её конструкции, определила и отделила ложность от подлинности. В 2007 году я окончательно покинула церковную ограду».
Я получил от нее согласие представить о ней рассказ в своем ЖЖ, чтобы показать, насколько легко оказаться за пределами здравого рассудка и оказаться в самой гуще мракобесия. И насколько трудно выбраться оттуда в нормальную жизнь, наладить ее и организовать в нормальном, человеческом мире, мире человеческого разума.
Однако, "крыжить" текст интернет-переписки, представленной в виде интернет-книги, чтобы вычленить и корректно компоновать рассказ, именно об этом человеке, не изменив смысла им сказанного, не вырвать слова из контекста, требует много времени, которого у меня, к сожалению, столько нет.
Поэтому, я дам ссылку на эту книгу, как ее назвали Виктор Шмаков (
Представляю:
Мужество жить
Для "затравки" процитирую некоторые абзацы:
...иудео-христианство, и его ответвление – ислам (всё, что принято называть средиземноморским религиозным ареалом), имеет чётко выраженную семейно-патерналистскую коннотацию (проще – наполнение). Бог-Отец, милосердная мать, послушание, и, соответственно, наказание непослушным. Под эту простую схему строится высокое богословие. Для христианства – это эллинская философия в духе Афинской академии. Но до таких высот дотягивают единицы. Большинство священства варится-удовлетворяется примитивной морализаторской системой координат «провинился – заслужил», «это плохо – это хорошо». Такой менталитет действует на массу даже просвещённых домохозяек, каковыми в большинстве своем являются женщины прихожанки (основная масса любого прихода). Мужчины прихожане обязательно с изъяном. Среднестатистическое поповство – менеджеры по продажам ритуальных услуг. Но не всё так примитивно. Есть очень умные ищущие люди. Они, как правило, богословствуют. Например, покойный Сергей Аверинцев. Но и этим людям свойственен характерный инфантилизм, детскость в уповании на некую стороннюю силу, вынесенную во вне и обладающую идеальностью. По сути – это вечный Платонизм. Безнадёжно устаревший в наше время. Понимаете, это как лечение кровопусканием в прошлом веке по сравнению с современной медициной.
...
Так вот «Любовь», как абсолютная взаимность, лежит в основе всех материальных процессов, начиная от внутриатомного устройства, и кончая социальными отношениями. И то, что многие религиозные практики присваивают себе в собственность эту ценность и транслируют её как свое откровение, мягко говоря, наивно.
Перейду к ещё одному понятию. «Литургия» – в переводе с греческого означает «общее дело». Не сомневаюсь, что большинство нормальных людей, при слышании этого словосочетания, испытывают физиологически комфортное состояние. В этом суть здоровой социальности. Некогда, в первохристианские времена, собрание всей общины по воскресениям, с общей трапезой, обсуждением общих вопросов, помощью нуждающимся и принятием новых членов, называлось литургией. По свидетельству церковных историков эти собрания постепенно выродились в обычные обеды с разделением на бедных и богатых, с соответствующим ранжированием. Пришлось всё это заменить чисто символическими действиями, смысл которых очень мало кто теперь понимает, более того часто им присваивается противоположный смысл. Такова трансформация смыслов, явление, свойственное длительно существующим человеческим сообществам. Я называю это вырождением.
.....
Пожалуй, проиллюстрирую понятия «подлинность» и «имитация подлинности» на своем жизненном примере. Опишу период с 86 по 93 годы. Эти семь лет слились для меня в единый творческий поток. Подрастали дети, решила не отдавать их в школу и учить сама. Только младшая Ирина закончила школу, да и то потому, что появилась такая школа, которой я могла доверить своего ребенка.
Пожалуй, проиллюстрирую понятия «подлинность» и «имитация подлинности» на своем жизненном примере. Опишу период с 86 по 93 годы. Эти семь лет слились для меня в единый творческий поток. Подрастали дети, решила не отдавать их в школу и учить сама. Только младшая Ирина закончила школу, да и то потому, что появилась такая школа, которой я могла доверить своего ребенка.
Муж, движимый желанием быть «батюшкой», во всём копирующий своего наставника священника Амвросия Юрасова, вплоть до походки и манеры говорить, старался войти в корпорацию священства РПЦ. Его многожёнство было главным препятствием этому. Но то, что нельзя было сделать в Московской епархии, спокойно решалось, например, в Ивановской. Туда он и отправился, оставив нас – меня и четырёх детей. Условием его рукоположения было, что он примет монашество, и тем самым смоет грехи в виде жён и детей. Священником он стал, но с монашеством не спешил. Таким образом, я осталась с родителями, детьми и хозяйством, иногда получая из Иванова сумки с продуктами и конверты с небольшими суммами денег. Честно сказать, я не испытывала от этого особых затруднений, ведь муж всегда был в доме гостем и вёл себя соответственно. Бывало, что мы не виделись с ним по полгода.
Я была в настоящем жизненном потоке. На подъёме энергии и силы. И до этого у меня было устремление всё делать самой, жить автономно, ни от кого не завися. Все продукты я производила сама, посадила сад. Дети, постоянно участвовали во всех делах, были главными помощниками, всегда всё знали – где берётся еда, откуда деньги.
....
....
Я стала преподавать в воскресной школе. Для этого необходимо было серьёзно готовиться. И пошел процесс... Ведь кроме древнегреческой философии существует ещё средневековая, нового времени и совершенно новейшая. Так я подобралась к Бертрану Расселу с его историей западной философии! Параллельно, готовясь к еженедельным исповедям, научилась исследовать себя, свой внутренний мир и... открыла для себя психологию. Грегори Бейтсон, Абрахам Маслоу, Мераб Мамардашвили – вот мои учителя и наставники.
Старательно изучала каждое слово богослужения, стараясь определить, что стоит за каждым словом, жестом, движением. Открыла для себя, что христианская литургия – первое символическое авангардное произведение, в котором в виде символов и знаков представлено всё вероучение в философском и бытовом смысле. И ещё одно открытие: оказывается, это совершенно не интересовало никого из прихожан и их детей. Они приходили не для того чтобы понимать, а для того, чтобы утешаться, ныть, плакать о своих грехах. Но только не для того, чтобы думать. Свечка есть символ человека, который, сгорая в результате жизни, выделяет тепло и свет любви, таким образом человек представляет себя богу. Большинству приятней купить на сотню рублей свечек потолще, и поставить «боженьке» и «николушке», да ещё и проследить, чтобы тетя Маня не задула их раньше времени, а то умрёшь быстро. Это всего лишь один пример, а их огромное количество.
Но все же, для более полного представления о жизни Ирины Глотовой и того, что происходит за "закрытыми дверями" т.н. "института морали и нравственности", именуемом РПЦ, рекомендую прочитать последовательно, по ссылке.